Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Юлиана Слащева: Главная традиция отечественной анимации — доброта

«Дрессированные» жуки, древнекитайский марионеточный театр и художники от Тима Бертона — как делают мультфильмы и чему они нас учат

08.04.2024 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Юлиана Слащева: Главная традиция отечественной анимации — доброта
Юлиана Слащева. © Софья Анцупова / «Союзмультфильм»

8 апреля отмечается День российской анимации. Эта дата установлена в честь выхода первого отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей» режиссера и биолога Владислава Старевича. В основе сюжета — любовная история царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из соперничающего племени жуков-усачей. О традициях советской и российской анимации, главных мультпремьерах года и о том, кто, кроме россиян, любит наши мультфильмы, «Парламентской газете» рассказала председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор киностудии Горького Юлиана Слащева.

- Юлиана Юрьевна, в чем для вас главная традиция советской и российской анимации?

- Первое — и это можно увидеть уже в анимации Владислава Старевича — это очень мощное творческое начало. Вот как можно было придумать «оживлять» жуков? К слову, некоторые современники режиссера входили в замешательство и подозревали, что Старевич действительно освоил дрессировку жуков.

Ну и затем в советское время наша анимация развивалась не по индустриальному пути, ее полностью финансировало государство, что имело свой бонус — мы хорошо наработали навык творческого поиска и организовали множество авторских школ. Такого многообразия уникальных техник нет нигде в мире! Только представьте, для создания эффекта тумана в «Ежике в тумане» Юрий Борисович Норштейн применял технику древнекитайского марионеточного театра!

Так что мы очень креативные, а еще российская анимация по-настоящему добрая, в ней нет места насилию. Некоторые исследователи считают, что так произошло, поскольку многие авторы знаменитых отечественных мультфильмов прошли Великую Отечественную войну. Среди них, например, автор «Варежки», «Чебурашки», «Тайны третьей планеты» — Роман Качанов.

- Считается, что свою новейшую историю «Союзмультфильм» отсчитывает с 2017 года - момента прихода вашей команды. Какая задача тогда стояла перед вами и насколько, вы считаете, вы с ней справились?

- Первостепенной задачей было восстановить и сохранить. Что было в 2017 году? Старое здание, которое разваливалось буквально под ногами, отсутствие творческого коллектива и производства, права на классические мультфильмы — в руках разных компаний и хорошо, если в России.

Сейчас мы сидим в новом, технологически оснащенном здании на улице Академика Королева и, к слову, уже настолько разрослись, что туда не помещаемся. 99 процентов прав возвращены во владение «Союзмультфильма», урегулированы вопросы авторских выплат, по которым были в 2017 году огромные долги. Сейчас «Союзмультфильм» — это мощный коллектив специалистов и творческих кадров: нас уже больше 800 человек.

- Каков объем производства «Союзмультфильма» сегодня? Достаточно ли этого, чтобы импортозаместить мультфильмы? И нужно ли это делать?

- Ежегодно мы создаем порядка 35 часов анимации — это уровень довольно крупной мировой студии. Делаем и сериалы, и полнометражные фильмы, и авторское кино, и множество дополнительного контента. «Союзмультфильм» сейчас в лидерах отрасли, которая составляет порядка 80 студий по всей стране. В целом, за исключением кинотеатрального показа, мы все совокупно обеспечиваем российский рынок контентом. Осталось наработать больше опыта в производстве полнометражных фильмов, а также контента для подростковой аудитории, сделать системной со стороны государства поддержку таких лент.

Мы очень благодарны Министерству культуры, Фонду кино за то, что многие из наших проектов для дошкольной и семейной аудитории получили мощный толчок к реализации. Сейчас же пришло время наполнить еще одну нишу — проекты для подростков — такого контента крайне мало. У «Союзмультфильма» на данный момент в эфире есть только один мультсериал для этой возрастной группы — «Приключения Пети и Волка». Подростковый контент как киношный, так и анимационный — очень сложный, со своей проблематикой, визуальным языком, формой монетизации. Но его нужно учиться делать, и в этом нам очень помогла бы, например, поддержка Института развития интернета.

Нам важно и нужно вести диалог также и с подростками, нельзя их терять.

- Какие страны покупают российские мультфильмы? Есть ли к ним интерес за границей?

- После введения санкций мы пошли на те рынки, где не собирались присутствовать в первую очередь, — Китай, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка. В последние годы нам пришлось провести серьезную экспертизу, приобрести новые связи, заключить соглашения.

Да, эти страны, конечно, не дадут той выручки, которую мы могли получить, например, на рынках Европы, однако обладают большими охватами. Ну и в то же время ближневосточный рынок сейчас довольно быстро развивается, в странах региона появляются собственные платформы, сети кинотеатров. И соразмерно этому растет интерес к нашему контенту, который благодаря трансляции традиционных семейных ценностей очень близок восточной аудитории. Всего же география дистрибуции у «Союзмультфильма» сейчас составляет 80 стран.

- Кто и на основании чего составляет план выпуска мультфильмов? Есть ли у вас госзаказ?

— Это большая комплексная работа, в которой учитывается множество факторов, в первую очередь запрос аудитории — детей и родителей. Так, несколько лет стал очевиден тренд на отечественные мультфильмы с обучающей составляющей, и сейчас можно увидеть буквально целую россыпь мультсериалов, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта, музыкального слуха, творческих способностей, умение анализировать и прочее. Контента стало очень много, и родители справедливо хотят, чтобы их дети смотрели то, что безопасно и полезно.

Что касается сотрудничества с госорганами, то мы также в этом заинтересованы в просветительских целях. Например, в прошлом году совместно с Минфином мы сделали цикл серий «Простоквашино» о финансовой грамотности. И подобных спецпроектов можно придумать множество.

Доступ провайдеров в многоквартирные дома упростили

- Какие отечественные премьеры ждут зрителей в ближайшее время?

- Главная премьера этого года для нас — большое анимационное кино «Формула воды». Это совершенно новаторский проект, для которого «Союзмультфильм» совместно со студией-партнером Magic Factory разработал масштабную мультвселенную, по сути, целую планету со своими жителями и историей. Представленный в фильме сюжет исключительно актуален, поскольку рассказывает о мире, в котором главным сокровищем стала питьевая вода. Таким образом мы затрагиваем и очень важную экологическую тему: нехватка воды — одна из главных угроз, с которыми человечество столкнется уже в самом ближайшем будущем.

В работе над этим проектом также приняли участие ведущие мировые концепт-художники, работавшие, например, с Тимом Бертоном. Кроме того, при создании «Формулы воды» применялись прорывные технологии, которые в случае успеха позволят нам производить анимацию гораздо быстрее без потери качества. Премьеру ленты планируем на конец лета.

- Какая поддержка от государства нужна мультипликаторам сегодня?

- Государство, в том числе на самом высоком уровне, в лице президента, очень много сделало для создания действенных инструментов поддержки отрасли. Это и снижение налоговой нагрузки, и собственный ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. — Прим. ред.), и учреждение Дня российской анимации в том числе…

В условиях санкций, конечно, нужно эту поддержку оптимизировать, и мы докладывали об этом также Владимиру Путину в прошлом году. Очень здорово, что наш голос услышали: сейчас в стадии проработки находится мера по предоставлению возможности 100-процентного финансирования анимационных лент, одновременно с этим прорабатывается программа по субсидированию производителей, которые приобретают лицензии на отечественных персонажей. Это крайне важная инициатива для отрасли, основной источник дохода которой — лицензионный рынок. Конечно, большой проблемой все еще является контрафакт…

- Кстати, как защищены авторские права аниматоров в России? Что ни день — можно наткнуться на новость об исках «Союзмультфильма» к компаниям и организация за незаконное использование образов мультгероев? Насколько это серьезная проблема?

- Законодательство защищает авторское право, но нужно выработать железную привычку уважать неприкосновенность этого права. Да, анимационные студии, включая крупнейшие, во всем мире называют «правовыми диктаторами» за множество судебных дел, однако это критически важно для нашей отрасли. Если мы хотим крепкую, сильную индустрию, хотим, чтобы она развивалась, чтобы было больше хороших, качественных российских мультфильмов, нам нужно заниматься проблемой контрафакта. Возможно, пересмотреть строгость наказания, обозначить ответственность маркетплейсов. Они идут нам навстречу, убирают контрафактные товары, но они появляются вновь и вновь. Пока чем популярнее становятся наши герои, тот же Чебурашка, тем сильнее волны контрафакта.

- Есть ли в России проблемы с мультипликаторами сегодня? Заинтересован ли «Союзмультфильм» в подготовке новых кадров и как вы в этом участвуете?

- На данный момент мы обеспечены кадрами, однако, учитывая темпы роста отрасли, нехватка специалистов может возникнуть лавинно и совсем скоро. Предвосхищая этот момент, мы работаем с российскими регионами, делимся опытом, привлекаем кадры, организовали регулярную программу стажировок, и 25 процентов стажеров, как показывает практика, получают предложения о работе.

Мы активно сотрудничаем с вузами как в Москве, так и в регионах по организации обучения. Это действительно тот вопрос, который требует незамедлительных мер. Нужно создавать больше возможностей для современного обучения анимационному производству, именно современным, востребованным компетенциям. И в первую очередь на базе регионов.

- Накануне 80-летия Победы киностудия «Союзмультфильм» отреставрирует фильмы времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода. О каких конкретно картинах идет речь? Как будут использовать фильмы после реставрации? Есть ли интерес у зрителей к работам этого периода сегодня?

- Надо сказать, что у нашей студии в целом большой опыт в восстановлении классических лент. Всего нами за последние годы было восстановлено свыше 80 мультфильмов общим хронометражем более 25 часов. Некоторые отреставрированные фильмы выпускались в повторный кинопрокат или серию специальных показов — это «Снежная королева», «Щелкунчик», «Приключения Буратино», «Чиполлино», «Сказка о царе Салтане», «Тайна третьей планеты».

Сейчас же к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Союзмультфильм» восстановит для широкого показа анимационные ленты, которые были созданы в годы боевых действий и в послевоенное время — всего 10 картин. Это большая и кропотливая работа, которая тем не менее позволит современному зрителю по-новому взглянуть на фильмы тех лет, понять мироощущение и ожидания человека в те годы. Объединять историю и современность — это миссия «Союзмультфильма», его важнейшая роль.

Читайте также:

• По аниме и комиксам можно писать сочинения на ЕГЭ