Взял лодку напрокат — надень спасательный жилет
В России разрабатывают единый закон о безопасности на воде вместо разных правовых актов
Сплавляясь на байдарке или просто катаясь на катамаране, все пассажиры должны иметь специальную экипировку. А отправляясь в групповой поход по воде, о его маршруте нужно обязательно известить МЧС. О том, куда можно заплывать на банане, «Парламентской газете» рассказал начальник отдела Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Андрей Печенин.
Детям — свой размер
В прошлом году в силу вступили новые правила пользования маломерными судами, запрещающие выходить на воду без спасательных жилетов на каждого пассажира. Лодкой нельзя управлять тем, у кого нет на это соответствующего права. Запретили и заплывать в акватории пляжей.
Предыдущая редакция правил не детализировала отдельные моменты использования индивидуальных спасательных средств, отметил Андрей Печенин. А это не только классические спасжилеты, но и так называемые поддерживающие жилеты, нагрудники и другая экипировка. Например, если речь идет о буксируемых устройствах вроде использующихся для развлечений на воде бананов, ватрушек, водных лыж и досок, то при катании на них нужно надевать поддерживающий жилет, который не стесняет движений человека, но позволяет при падении в воду поддерживать его на плаву, пока не подойдет находящийся рядом катер и не возьмет упавшего на борт.
Что касается спасжителетов, то их количество должно соответствовать числу людей, находящихся на судне, идет ли речь о гидроцикле или надувной лодке. Причем, подчеркнул представитель ГИМС, если на борту ребенок, то на нем должен быть жилет соответствующего размера. Правила, по словам Печенина, касаются как прокатных плавсредств, так и частных лодок и катеров. Если инспекторы зафиксируют нарушение, они могут оштрафовать отдыхающих за нарушение норм безопасности.
Пусть спасатели знают
Суда массой больше двухсот килограммов и мощностью больше десяти лошадиных сил подлежат обязательной регистрации. Управляющий такой посудиной человек обязан иметь разрешение и судовые документы на борту. Лодки меньшей массы и без мотора можно эксплуатировать без регистрации, но соблюдая правила безопасности, то есть как минимум надевая экипировку.
Собираясь в лодочный поход, тем, кто его организует, необходимо изучить правила информирования МЧС о маршруте передвижения, времени и месте старта и предполагаемого финиша, составе участников. Требования распространяются как на фирмы и турбазы, организующие сплавы, так и на частные группы, например, на друзей или семью, отметил Андрей Печенин. «Даже если организатор эксплуатирует судно в индивидуальном порядке, он обязан сообщить территориальным органам МЧС о предстоящем водном походе», — пояснил он.
Излишне, пожалуй, напоминать, что, отправляясь в водное путешествие, нужно изучить технику безопасности. Тем не менее спасатели не устают повторять: случись что, надетый вовремя, то есть еще на берегу, жилет в большинстве случаев спасет жизнь. Попав в передрягу, нужно постараться привлечь к себе как можно больше внимания тех, кто находится на берегу, — они смогут сообщить о происшествии в соответствующие службы и попробуют помочь. Если поблизости окажется экипаж ГИМС, инспекторы окажут помощь терпящим бедствие туристам.
Внимание, вы на пляже
Маломерным судам, по правилам, запрещено заходить в пляжные зоны — они должны держаться от них как минимум за полсотни метров. Там, где купаются люди, нельзя устраивать пункты проката, они тоже должны находиться на расстоянии. Но эти правила действуют для официальных пляжей. В противном случае ни комфорта, ни безопасности отдыхающим не гарантировано.
Официальный пляж оборудован информационным стендом и указателями, на нем есть спасательный пост, огорожена зона для купания. «Если ничего из этого вокруг вы не видите, то, скорее всего, вы оказались в необорудованном месте отдыха, где купаться сможете только на свой страх и риск, — предупредил Андрей Печенин. — Инспекторы ГИМС не уполномочены принимать меры в отношении судов, находящихся близ таких территорий».
Более того, во многих регионах установлены штрафы за купание в неположенных местах. Административные инспекции и полиция могут проводить там контрольные рейды.
Правил поведения на воде, использования различных типов судов и норм оборудования пляжей — немало. Эти сведения записаны в различных документах, которые в МЧС решили обобщить. Ведомство, по словам Андрея Печенина, готовит проект федерального закона о безопасности людей на водных объектах.
«Регионы утверждают собственные правила поведения на воде, учитывающие их климатические и географические особенности, — сказал представитель спасательного ведомства. — В проекте закона мы хотим установить, какие нормы могут принимать регионы, а какие являются федеральными, общими для всех. А также обобщить имеющиеся в разных правовых актах данные в едином законе».