Все о пенсиях в России

вчераПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Вывоз мусора в Петербурге обещают наладить до конца января

Как городские власти объясняют причины случившегося коллапса

21.01.2022 00:00

Автор: Александра Медведева

Вывоз мусора в Петербурге обещают наладить до конца января
  © pixabay

Новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Петербурге, которая заработала с начала 2022 года, вызвала недовольство жителей города. Первую неделю года мусор со многих контейнерных площадок просто не вывозили. К середине января разобраться с причинами решили депутаты Заксобрания. Чиновники Смольного заверили: к концу месяца всё наладится. Проблема, по их словам, возникла объективная: на рынок вышел новый игрок — региональный оператор и не смог сразу со всем справиться.

Отложенная реформа

Региональные операторы по обращению с отходами в разных регионах России стали появляться с 2019 года, когда вступили в силу новые положения ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления». Для городов федерального значения Петербурга, Москвы и Севастополя установили переходный период, позволив подготовиться и перейти на новую систему до начала 2022 года.

В августе 2021 года петербургский комитет по природопользованию провёл конкурс и выбрал регионального оператора — компанию «Невский экологический оператор», с которым в начале сентября заключил договор на 10 лет и 125,7 миллиарда рублей. Общество зарегистрировано в январе 2021 года, в числе его учредителей правительства Петербурга и Ленобласти.

Раньше управляющие компании и собственники домов заключали договоры с разными перевозчиками на вывоз мусора, которых насчитывалось несколько десятков по всему городу. Теперь за вывоз мусора в городе и области отвечает одна компания, она же объявляет конкурсы для перевозчиков. Те могут брать на субподряд более мелких исполнителей: где-то старых, привычных, где-то новых.

Бизнесу дали ещё год, чтобы наладить утилизацию отходов

Хотя петербургский оператор начал работу на три года позже своих коллег из других регионов, он наступил на те же грабли, что и они, не учёл чужие ошибки. Так, оператор должен был сразу разместить конкурсы на вывоз мусора из разных районов города. Но в Единой информационной системе в сфере закупок первые лоты появились только в конце октября 2021 года, что привело к поздним срокам заключения контрактов — в декабре 2021 года. А из-за того, что часть исполнителей поменялась, новые участники рынка не успели нормально подготовится к обслуживанию около 30 тысяч городских контейнерных площадок.

В первые дни новогодних праздников петербуржцы заметили, что мусор не вывозят: его складывали сначала поверх заполненных контейнеров во дворах, затем рядом с ними, потом поверх уже сгруженных мешков вокруг контейнерных площадок. Ближе к Рождеству в некоторых районах города мусорные завалы начали разгребать. Но даже к концу новогодних каникул проблему решили не везде. Больше всего жалоб поступало из Выборгского, Приморского, Калининского и Невского районов. Там как раз сменился подрядчик: договор с региональным оператором заключила компания «Эколенд», но у неё не хватило транспорта.

Объективные причины

Чтобы разобраться в ситуации, представителей комитета по природопользованию и регионального оператора 17 января пригласили на заседание комиссии по экологии и природопользованию городского парламента. Там выяснилось, что основные проблемы возникли из-за за смены подрядчиков на вывоз, а следовательно, смены автопарка, контейнеров, нехватки техники.

Глава комиссии Александр Ходосок считает, что на самом деле никакой серьёзной нерешаемой проблемы нет, это  рабочие процессы: «Есть ряд объективных и субъективных причин, которые позволили скопиться этой проблеме в прямом и переносном смысле. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов начало работы оператора. Во-вторых, нужно понимать, что компания вышла работать в новогодние праздники: за две недели нового года нужно было вывезти одну четвёртую норму годового оборота мусора. Есть ещё ряд обстоятельств, связанных с большим количеством осадков и организацией подъездных путей к контейнерам».

© Майя Жинкина/Коммерсантъ

Парламентарий также напомнил, что вхождение новых игроков на рынок всегда имеет резонансный эффект: «Новые люди заходят, старые не хотят с этим мириться, наблюдается сопротивление. Новые подрядчики при этом ещё слабо представляют в полном объёме, что они должны делать», — сказал Александр Ходосок.

В тот же день на пресс-конференции в ТАСС гендиректор «Невского экологического оператора» Екатерина Горшкова признала: подготовиться нужно было лучше. Ошибкой было, по её словам, считать потребность в мусоровозах в кубометрах мусора, не учитывая нюансы с неожиданно большим объёмом отходов. «Мы увидели результат и сейчас его активно устраняем, приобретая технику», — заявила Горшкова.

Глава петербургского парламента Александр Бельский, комментируя ситуацию 19 января на брифинге в Мариинском дворце, сообщил, что депутаты комиссии по экологии создают «тепловую карту» города, чтобы понимать, где что происходит.

«Надо оценить масштабы и установить причины. В Петербурге около 30 тысяч контейнерных площадок, проблемы есть на четырёхстах с небольшим — это менее двух процентов. Но надо понять по точечным площадкам, с чем эти проблемы связаны и какие вопросы не отработаны. Жители справедливо поднимают вопрос, мнение выражается также творческим сообществом. Но реальный мусор мы уберём, а творческий останется в соцсетях навсегда», — заметил Бельский.

Обещают исправиться

Вице-губернатор Валерий Пикалев, курирующий комитет по природопользованию, на пресс-конференции в ТАСС 17 января заявил: «Гарантирую, что в ближайшее время порядок будет восстановлен, ответственные лица понесут наказание, можете не сомневаться, прокуратура соответствующую оценку всем этим событиям даст». При этом он сообщил данные статистики и о том, что с 1 по 4 января в Невском районе (правый берег) работало на вывоз мусора 10 машин, с 5 по 15 января — 15, а с 17 по 24 января запланирована работа 24 машин. Также число машин увеличивается в Приморском районе с 23 до 39, в Выборгском — с 14 до 21, в Калининском — с 15 до 30 машин.

«Основная проблема — нехватка транспорта. Мы это признаём. Но это невозможно было предусмотреть. Мы планировали, что традиционные перевозчики остаются на рынке. И закупать порядка ста машин не было никакого смысла, если прежним автопарком компании справлялись с этой нагрузкой», — заверил чиновник.

«При заключении контрактов и выходе на рынок давно нужно уходить от календарного года и объявлять начало работы с новогодних праздников, — считает народный артист России, в прошлом директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров. — Можно было организовать процесс так, чтобы перейти на работу волнами к февралю».

© Павел Лисицын/ РИА Новости

Виктор Лобко, многие годы занимавший высокие посты в руководстве Ленинграда и Петербурга, убеждён, что всему виной слепые коммерческие интересы. «Я считаю, что сложившаяся ситуация — это результат того, что реформу не продумали как следует. Кроме того, чувствуется, что есть интерес отдельных личностей, которым всё равно, что будет, — главное, что они будут распоряжаться большими средствами». Лобко считает, что на рынке должна быть конкуренция.

«Мне известно, что представителей одной небольшой компании, которая раньше исправно работала по уборке мусора в частном секторе, просто пригласили и попросили свернуть деятельность. Компания ушла. А потом выяснилось, что в планы регионального оператора работа по частному сектору вообще не входила. А в Петербурге несколько десятков тысяч частных домов в разных районах», — рассказал Лобко.

По его мнению, в городе есть и силы, и средства, и ресурсы. «Когда я работал в руководстве города, у нас было чётко определено, кто что должен делать, и с каждого ответственного — жёсткий спрос», — дал рецепт нынешним обитателям Смольного Виктор Лобко.