Высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург будет запущена к 2027 году
В перспективе — введение высокоскоростного железнодорожного сообщения между российской столицей и Минском
В ближайшее время стоит ожидать запуска беспилотных электропоездов по московским центральным диаметрам, перевод внутренней железнодорожной «кухни» на квантовые коммуникации, повышения комфорта для пассажиров и пропускной способности для грузовых поездов. Об этом гендиректор РЖД Олег Белозеров рассказал в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации 12 февраля.
Чтобы не быть бутылочным горлышком
Почти 200 лет назад первый министр путей сообщений Павел Мельников отмечал, что России железные дороги нужны более чем любой другой стране мира. Актуальность слов, по мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, не потеряна до сих пор: от железной дороги зависят не только экономическое развитие регионов, но и социальное самочувствие граждан.
Сегодня вся деятельность РЖД сконцентрирована на выполнении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и создании условий для реализации нацпроектов. Достижения компании, по словам Олега Белозёрова, свидетельствуют об успешности и эффективности принятых в этом направлении решений. В 2019 году прибыль компании составила 53 миллиардов рублей, при этом был достигнут рекорд по пассажироперевозкам — услугами РЖД воспользовались 1,2 мтддиарда человек. Также компании удалось увеличить объёмы перевозок контейнеров (более пяти миллионов), а за счёт повышения производительности труда снизить затраты на 30 миллиардов рублей.
При этом ключевым направлением остаётся развитие пригородного сообщения. Белозеров привёл пример Сахалина, где новое качество услуг в электричках стало возможным благодаря масштабной модернизации всей инфраструктуры, включая «перешивку» старой японской колеи (1067 мм) на российский стандарт 1520 мм.
«Реализация проекта синхронизирована с началом эксплуатации рельсовых автобусов нового поколения. Модель была разработана и поставлена на производство в кратчайшие сроки — фактически в течение полутора лет. Первые машины начали свою жизнь именно на Сахалине», — уточнил глава РЖД.
Он добавил, что в Калининградской области с началом курсирования четырёх поездов «Ласточка» произошла фактически «перезагрузка» пригородного сообщения на основном направлении перевозки Калининград — Светлогорск. В 2019 году в общей сложности услугами новых пригородных поездов смогли воспользоваться пассажиры 18 регионов. Рост пассажиропотока на этих маршрутах составил около 10 процентов.
В прошлом году было назначено 63 новых маршрута, в том числе восстановлено движение пригородных поездов на направлении Кисловодск — Железноводск. Также новые «Ласточки» стали курсировать по маршруту Минеральные Воды — Кисловодск. Для обеспечения новых пригородных маршрутов подвижным составом за счёт инвестиционной программы РЖД планируется поставить более 200 новых вагонов, «а с учётом «Ласточки» — 325 вагонов в 22 субъектах».
Повышенное внимание в РЖД уделяют и вопросам отраслевого строительства, уже подготовлен на эту тему законопроект. «Поправки в законодательные акты предполагают сокращение сроков согласования строительных процедур и таким образом ускорение процесса строительства. Чтобы нам не быть бутылочным горлышком для экономики», — сказал Белозёров.
Нововведение, безусловно, поспособствует строительству новой высокоскоростной железнодорожной магистрали. Глава РЖД и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратились к президенту с предложением построить ВСМ Москва — Санкт-Петербург. В течение нескольких недель, уточнил Белозёров, будет готов договор на проектирование трассы. Планируется, что она будет запущена в 2026-2027 годах.
Кроме того, в ближайшее время будет утверждена проектная документация на строительство высокоскоростной магистрали Москва — Нижний Новгород. Планируется, что высокоскоростные поезда будут производиться на российских предприятиях. Также в планах компании построить ВСМ между Москвой и Минском. Сейчас этот вопрос обсуждается на уровне Межпарламентской ассамблеи стран СНГ и проект имеет неплохие шансы быть реализованным.
Нужно избавляться от советских стереотипов
Общая задача железнодорожников и сенаторов — создать на законодательном уровне дополнительные условия для развития отрасли, отметила спикер палаты регионов Валентина Матвиенко, напомнив, что Совет Федерации и РЖД совместно плодотворно работают над уточнением нормативной базы, решением актуальных для регионов вопросов.
«Важно, что руководство компании осознаёт высокую ответственность и выстраивает работу в конструктивном государственном ключе, — отметила спикер. — Сегодня РЖД — это пример для подражания, один из престижных работодателей страны и одна из самых энергоэффективных компаний мира».
Большим достижением Валентина Матвиенко назвала открытие движения на московских центральных диаметрах. «В Москве открытие движения на центральных диаметрах качественно изменило жизнь людей к лучшему, упростило перемещение. Необходимо подумать о тиражировании этого подхода в других крупных городах и агломерациях России, где есть транспортные проблемы», — сказала она. Настоящим прорывом, по её мнению, станет запуск на московских диаметрах беспилотных электропоездов. Это реальный пример цифровой трансформации отрасли, о которой говорил Президент России Владимир Путин.
Матвиенко напомнила и о масштабных задачах, стоящих перед отраслью, прежде всего по увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба, обеспечению железнодорожной доступности к портам и организации высокоскоростного движения между регионами.
В то же время, по её мнению, пора принимать более решительные меры и в плане улучшения комфорта для пассажиров. «Хорошо, что появляются «Ласточки» и «Стрижи», но в то же время никуда не делись древние электрички с заклинившими окнами, нужно избавляться от этих реликтов», — подчеркнула глава Совета Федерации.
При этом Матвиенко напомнила о разговоре двухлетней давности с руководством РЖД о том, что необходимо наладить инфраструктуру станций, железнодорожных переездов и вокзалов. «Есть ещё остановочные пункты без нормальных платформ. Есть вокзалы, которые ассоциируются с антисанитарией и преступностью. Мечтаю, чтобы каждый вокзал был чистым до стерильности», — добавила спикер.
сть ещё остановочные пункты без нормальных платформ. Есть вокзалы, которые ассоциируются с антисанитарией и преступностью. Мечтаю, чтобы каждый вокзал был чистым до стерильности.
А кроме того, отметила Матвиенко, нужно избавляться от устаревших стандартов и нормативов. «Например, ковровые дорожки в вагонах. Когда-то это был символ престижа и качества, но это пылесборники. И сегодня зачем эти брежневские дорожки в вагонах? Есть стильные, красивые и удобные в обслуживании материалы. От дорожек давно стоит отказаться, я уверена, что эта задача РЖД по плечу», — обратилась председатель палаты к главе госкомпании.
Подводя итог «правительственного часа», Валентина Матвиенко поблагодарила Олега Белозёрова и всех железнодорожников за высокопрофессиональный подход к выполнению важных государственных задач. «Ваши успехи — это успехи страны», — резюмировала спикер.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко