Все о пенсиях в России

09:55Некоторые россияне получат майскую пенсию досрочно

вчераДепутат Бессараб назвала среднюю пенсию россиян после индексаций

вчераСенатор Епифанова предупредила о переносе сроков выплаты пенсии в мае

Выпускников медвузов будут штрафовать за отказ от отработки

Тех, кто учился на бюджете и устроится в частную клинику, могут заставить вернуть затраченные на обучение деньги в двукратном размере

07.02.2025 13:23

Автор: Инесса Фотева

Выпускников медвузов будут штрафовать за отказ от отработки
  © Александр Кондратюк/РИА Новости

Ежегодно около 35 процентов выпускников медвузов и 40 процентов бывших учащихся колледжей, получивших образование за счет федерального, региональных или местных бюджетов, потом не идут работать в государственную или муниципальную системы здравоохранения. В итоге, по данным Минздрава РФ за 2023 год, кадровый дефицит в отрасли составил 29 тысяч врачей и 63 тысячи средних медицинских работников.

Решать эту проблему в ведомстве собираются радикально — наказывать тех, кто не желает отработать положенные три года в организациях, оказывающих пациентам бесплатную медицинскую помощь. Речь идет о возмещении ими расходов на обучение в двукратном размере. Соответствующий проект федерального закона, который вносит изменения в Закон «Об образовании», изучила «Парламентская газета».

Приблизить образование к жизни

О качестве образования медиков и нехватке персонала в отрасли на разных уровнях говорят уже не первый год. По понятным причинам, и прежде всего из-за более высокой зарплаты, выпускники профильных учебных заведений предпочитают искать работу в частных клиниках. В итоге получается, что затраченные на них бюджетные деньги не идут на кадровое обновление государственных больниц и поликлиник, где люди лечатся бесплатно по полисам обязательного медицинского страхования.

Законопроект, проходящий сейчас общественное обсуждение на портале проектов нормативных актов, предполагает, что для ликвидации кадрового дефицита и дисбаланса в подготовке кадров Минздрав России будет устанавливать контрольные цифры приема на обучение в ординатуру за счет бюджетов разных уровней, а Правительство — предельные объемы подготовки за деньги физлиц и компаний. Всего же в России 154 вуза и научных организаций с программами ординатуры, в которых учат за счет федерального бюджета, 16 — за счет региональных и местных бюджетов.

При этом качество обучения планируют повышать благодаря единым требованиям к реализации образовательных программ, которые должны быть максимально приближены к реальным клиническим условиям.

Отдать долг

Ежегодно в среднем 35 процентов выпускников вузов и 40 процентов выходцев из колледжей, учившихся на бюджетных местах, не желают трудиться в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. В связи с этим в законопроекте предлагают обязать выпускников три года отработать в государственных медучреждениях. При этом выпускник сам вправе выбрать как регион пребывания, так и место работы.

Если же он нарушит это требование, то должен быть готов к штрафу в двукратном размере расходов на обучение, понесенных бюджетом соответствующего уровня, говорится в пояснительной записке.

Авторы законопроекта обратили внимание на то, что нужно повышать эффективность целевого обучения. Сейчас на уровне субъектов Российской Федерации и медицинских организаций затруднено планирование ликвидации кадровой потребности из-за возможной смены заказчика по программам специалитета на другого при поступлении для дальнейшего обучения по программам ординатуры.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Справедливое возмещение

В то же время авторы документа обратили внимание на принципиальные отличия предлагаемых изменений от «советской модели распределения» и целевого обучения. В первом случае речь идет о принудительном распределении в конкретное медучреждение в определенную местность без учета пожеланий молодого специалиста.

Целевик же после получения диплома должен прийти работать в зафиксированную в договоре организацию, а в период обучения вправе рассчитывать на дополнительные социальные выплаты, стипендии от региональных органов государственной власти.

«В этом вопросе можно все же пойти дальше и вернуться к системе распределения, которая достаточно хорошо себя зарекомендовала еще при плановом ведении хозяйства в Советском Союзе, — сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. — Те, кто учится на бюджетной основе и получают знания и диплом за счет средств государства, могут отработать по направлению страны в том месте, пусть это будет сельская территория, отдаленный населенный пункт, в котором они могут пригодиться стране. Конечно, это потребует дополнительных затрат на общежитие или другое жилье для тех выпускников, кто поедет по направлению трудиться, инфраструктуру, то есть детские сады, возможность жить и работать в нормальных условиях».

Вместе с тем отработка диплома или возврат платы за его получение в случае, если после выпуска студент направляется работать на вольные хлеба, — объективная необходимость, считает депутат.

«Закончил обучение на платной основе, сам заплатил, пожалуйста, вольный казак, можно ехать куда угодно. А если отучился за счет государства, почему оно должно нести затраты за того, кто принял решение работать не по специальности или, например, в частной клинике? — заключила Бессараб.

Можно пойти дальше

Такую позицию полностью разделяют и другие политики.

«Студенты, получающие образование за счет бюджета, в том числе поступившие по целевым направлениям, обязаны компенсировать затраченные на них средства независимо от того, кто финансировал обучение — государство или конкретная медицинская структура, — подчеркнул в беседе с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев. — Я, как один из разработчиков закона о повышении качества медицинского образования, убежден, что этот принцип абсолютно справедлив».

Бадма Башанкаев. © Игорь Самохвалов/ПГ

По его словам, если такая схема трудоустройства будет применена ко всем выпускникам, завершившим обучение на бюджете, это станет дополнительным стимулом для развития системы целевой подготовки и поможет добиться лучших результатов. Ведь студенты, проходящие целевое обучение, уже на этапе поступления знают, где будут работать после окончания вуза и какие условия их ждут.

«Для тех же целевых студентов, желающих продолжить свое образование в ординатуре, предлагается следующий механизм: чтобы иметь возможность учиться дальше, им необходимо заключить договор с медицинским учреждением, которое оплатило их базовый курс обучения», — напомнил Башанкаев.

Читайте также:

• Без дистанта и с клинической базой: что изменится в медобразовании