Кто сможет претендовать на получение бесплатного высшего образования, когда студенту лучше устраиваться на работу и почему психолог нужен не только в каждом вузе, но и в кампусах — в День студента на эти и другие вопросы ответили гости в пресс-центра «Парламентской газеты»: первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) и заместитель главы Комитета Борис Чернышов (ЛДПР).
- Самый главный вопрос, который волнует многих студентов и абитуриентов: останется ли в России бесплатное образование?
Олег Смолин
первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке
Сегодня студентов в стране — 325 человек на 10 тысяч населения. При этом бесплатно обучаются 130 человек на 10 тысяч. Во времена СССР на бюджете обучались 219 человек на 10 тысяч населения, то есть сейчас этот показатель сократился на 60 процентов. При этом закон об образовании написан так хитро, что можно ещё сократить количество студентов, обучающихся бесплатно. Фракция КПРФ предлагала вернуться к показателю, который был в СССР. Кроме того, мы хотели ввести доступный образовательный кредит для тех, кто учится на коммерческой основе, как это сделано в США и Белоруссии. Однако законопроект был отклонён. Теперь мы планируем вносить документ по частям.
Борис Чернышов
замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
Позиция фракции ЛДПР — на первый курс вуза всех принимать бесплатно. По итогам сессии должна выстраиваться рейтинговая система. Кто выполняет требования, продолжает учиться бесплатно, двоечников переводят на коммерческую основу. У меня, как и у моего коллеги, есть большие опасения, что платного компонента в образовании будет больше. Может остаться то же количество студентов на бюджете, что и сейчас, но при этом будут вводиться дополнительные функции и компоненты, за которые надо будет платить.
- Разработчики ЕГЭ утверждают, что как раз единый экзамен обеспечивает равные права абитуриентов при поступлении в вуз. Согласны ли вы с этим утверждением?
Олег Смолин
первый замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
Последние изменения, произошедшие в системе ЕГЭ, я оцениваю как положительные. Одно из главных достоинств единого экзамена: больше ребят из провинции, в том числе и моей родной Сибири, стали попадать в московские и питерские вузы. Но коренные пороки этого экзамена перевешивают его достоинства. Главный недостаток ЕГЭ — он не учит старшеклассников читать, писать и говорить. Другая сторона медали — большинство школьников хотят хорошо сдать его, чтобы навсегда уехать в Москву, Санкт-Петербург или за границу. Таким образом, мы получаем проблемы интеллектуального развития в регионах и работаем на человеческий потенциал в других странах. Понятно, что не ЕГЭ в этом виноват, но он этому способствует.
Борис Чернышов
замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
ЛДПР выступает против ЕГЭ. Я сам сдавал единый экзамен, поэтому в 10-м и 11-м классах занимался только подготовкой к ЕГЭ. На другие предметы не было времени. Уверен, что новые технологии помогут нам изменить ЕГЭ. Через несколько лет единый экзамен можно будет проводить в формате собеседования. Каждое слово, которое будет произносить выпускник, обработает машина и оценит уровень интеллекта. Ещё один важный экзамен, который, по моему убеждению, должен проходить каждый выпускник школы, — тест на профориентацию. По его итогам будут выдавать не оценку, а рекомендации, чтобы раскрыть потенциал абитуриента и дальше вести его по жизни. Нам следует исключить возможность набирания баллов, а оценивать личность человека: уровень интеллекта, творческие способности и так далее.
- Допустим, абитуриент успешно сдал ЕГЭ, поступил в вуз и на последних курсах вынужден решать дилемму: работать в ущерб учёбе или защитить диплом, а потом получить от работодателя отказ — нам не нужны сотрудники без опыта. Когда вы советуете студентам озаботиться поиском работы?
Олег Смолин
первый замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
Сегодня многие студенты, которые хотели бы устроиться в государственные структуры и госкорпорации, вынуждены месяцами трудиться бесплатно. В «проклятую эпоху застоя» с выпускниками так не поступали. Я 15 августа вышел на работу в вечернюю школу, и мне дали зарплату, чтобы я подготовился к учебному году. Сегодня российские организации, государственные и негосударственные, безобразно относятся к молодым специалистам. Надо думать, как законодательно наказывать работодателей, которые используют труд молодых специалистов и не оплачивают его. Кроме того, Госдума должна принять закон о квотировании рабочих мест для молодых специалистов. В идеале — закон о гарантии первого рабочего места.
И тем не менее я советую студентам, если есть возможность, не очень запуская учёбу, работать, пытаться трудоустроиться. Увы, раньше учащийся вуза должен был учиться и подрабатывать, а сегодня он должен работать и подучиваться.
Борис Чернышов
замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
Надо, чтобы учёба подкреплялась практикой. К решению проблемы трудоустройства выпускников вузов должны подключиться сообщества предпринимателей и работодателей. Увы, сегодня нет рабочих мест, не создана инфраструктура для молодых специалистов, из-за чего молодые специалисты теряют знания, квалификацию или уезжают за рубеж.
- Какие ещё проблемы высшего образования, по вашему мнению, требуют первоочередного решения на законодательном уровне?
Олег Смолин
первый замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
Секрет успешной образовательной политики — лучшие отечественные традиции и новейшие технологии. Но новые технологии несут колоссальные риски. Сегодня, по данным исследований, количество интернет-зависимых превысило количество зависимых от алкоголя. Под влиянием Интернета формируется совершенно иной тип восприятия.
Борис Чернышов
замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
Сегодня мы переживаем системный кризис в области воспитания, это касается и высшего образования. Примером тому — жуткие трагедии, произошедшие в Перми, Забайкалье и Москве. С одной стороны, мы стоим на пороге технологической революции и готовы к рывку в криптообщество. С другой стороны, существует виртуальная стена в восприятии нашей молодёжи. Всё происходящее поколение, воспитанное на виртуальных играх, воспринимает как что-то нереальное, прикольную картинку в Интернете.
И наше образование с его устаревшими приёмами, увы, не решает эту проблему.
Что нужно сделать, чтобы избежать повторения случаев, подобных тому, который произошёл со студентом МГТУ имени Баумана? Для начала — в каждом студенческом общежитии создать уголок психолога. Но психолог не должен сидеть у себя в кабинете и ждать, когда к нему придут на приём, а сам приходить на пары, общаться с ребятами, выдавать рекомендации. В ближайшее время наша фракция обратится в Минобрнауки с требованием, чтобы в вузах обязательно были штатные психологи.
- Каким вы видите высшее образование будущего — фундаментальным или компетентностным?
Олег Смолин
первый замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке
Сейчас программа, как школьная, так и вузовская, перегружена частью необязательного материала. При этом, за исключением гаджетов и иностранного языка, школьники знают меньше, чем мы в своё время. Чтобы не потерять опору, нам необходимо сохранить национальный культурный код. А вот как сочетать новые технологии и национальные культурные традиции — большой вопрос, который нам предстоит решить.
Борис Чернышов
замглавы Комитета Госдумы по обороне и безопасности
Если мы будем и дальше углублять образование, не останется времени на реальные навыки. Основной упор следует делать на новые технологии, тогда у нас будут шансы в конкурентном мире. Сегодня мы от него отстаём. Криптовалюты серьёзно обсуждают, но нет специалистов. Все в подвалах пытаются майнить, но никто в этом особо не разбирается. Но, повторюсь, развивать новые технологии следует в тесной сцепке с психологами, чтобы виртуальная реальность не разорвала молодёжь.