Пленарное заседание Госдумы

13:19Глава Центробанка прогнозирует снижение ключевой ставки в будущем году

13:10Депутат Аксаков призвал ЦБ сдерживать кредитную активность банков

12:47Набиуллина: Кадровый дефицит испытывают 73 процента предприятий

Выпускникам специалитета хотят дать право на поступление в магистратуру

Причем — на бюджетные места с сокращением срока обучения на год

16.11.2022 00:00

Автор: Вероника Флора

Выпускникам специалитета хотят дать право на поступление в магистратуру
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Специалитет предложили выделить в отдельный уровень образования, а студентам, успешно освоившим программы этой системы обучения, хотят дать право бесплатно поступать в магистратуру. Законопроект с такими нормами, подготовленный Минобрнауки, опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Какие преимущества получат выпускники вузов с дипломом специалиста и в чем плюсы этой системы обучения, выясняла «Парламентская газета».     

Бесплатно — на конкурсной основе

Действующая в России система высшего образования разработана на основе Болонской системы, которая включает уровни бакалавриата и магистратуры. Законопроект предлагает выделить в отдельный уровень специалитет, отнесенный сейчас к одному уровню образования с магистратурой. Документ предусматривает, что студенты, успешно освоившие программы специалитета, смогут бесплатно поступить в магистратуру. Пока претендовать на это могут только выпускники бакалавриата. Законопроект также предполагает, что кадры по востребованным профессиям будут готовить преимущественно по программам специалитета.

Принимать в магистратуру планируется на конкурсной основе, пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе Минобрнауки. Продолжить обучение бесплатно выпускники специалитета смогут по преемственным направлениям подготовки, которые будут устанавливаться соответствующими образовательными стандартами. При этом важно, что срок обучения специалистов, поступивших в магистратуру, могут сократить на год по решению университета, с учетом специфики выбранного направления подготовки, уточнили в пресс-службе ведомства.

Все это позволит студентам развивать свою индивидуальную образовательную траекторию, получить более глубокие знания в определенной области и изучать интересующие направления в смежных областях образования и науки, считают в Минобрнауки. При этом возможность обучения в рамках двухуровневой системы — бакалавриата и магистратуры — сохранена по гуманитарным, экономическим и другим направлениям, где это соответствует требованиям рынка труда.

Общественное обсуждение законопроекта продлится до 29 ноября. Предполагаемые сроки вступления документа в силу — 1 января 2024 года.

Научным институтам хотят разрешить учить студентов

Специалисты широкого профиля

Инициатива Минобрнауки — правильная, но требует серьезной доработки, считает зампредседателя Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. Очень важно, что бюджетные места будут выделять и для выпускников специалитета, сказала сенатор «Парламентской газете». Сегодня они не могут поступать в магистратуру, ведь по закону об образовании их приравнивают к выпускникам магистратуры, пояснила парламентарий.

С мнением сенатора согласен и ректор Российского государственного аграрного университета — МСХА имени Тимирязева Владимир Трухачев

«Аграрии — это специалисты широкого профиля, — сказал руководитель университета «Парламентской газете». — Квалифицированный агроном должен разбираться в биологии, химии, ботанике, современных технологиях в области сельского хозяйства, в климатических условиях, а также обладать знаниями в области географии и других смежных наук».

По словам Трухачева, возможность продолжить обучение после специалитета позволит студентам получить дополнительные знания по смежным областям науки и образования и применять их в сельскохозяйственной отрасли.

Читайте также:

• На студенческий отдых в 2023 году добавят миллиард

Четыре плюс два

Напомним, Россия присоединилась в Болонской системе высшего образования в 2003 году. Она предполагает четыре года обучения по программе бакалавриата, дающей минимальный набор знаний по специальности, плюс два года — по программе магистратуры, где специальность изучают углубленно.

До того как в России появились бакалавры и магистры, все выпускники вузов считались специалистами. Их учили в среднем пять лет, за это время студенты получали полный набор знаний, необходимых для будущей работы по специальности.

Как ранее отмечала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, ожидалось, что переход на Болонскую систему позволит российским выпускникам легче устраиваться на работу за границей, но на практике этого не случилось. Более того, переход на Болонскую систему во многом негативно сказался на качестве образования внутри страны, подчеркнула сенатор.

Если сравнивать бакалавриат со специалитетом, то 5 лет обучения дают гораздо более серьезные, глубокие и фундаментальные знания, подтвердила Людмила Скаковская. По ее словам, расширение возможностей специалитета даст положительный эффект российскому образованию в целом.

Сенатор считает, что прежде всего на систему обучения, доказавшую свою эффективность еще в советское время, перейдут востребованные направления и специальности, которые были определены президентом и профессиональным сообществом. Это, например, дисциплины и образовательные программы, связанные компьютерными и информационными технологиями.

По мнению Скаковской, четырех лет обучения недостаточно и для таких глубоких направлений, как химия, биология, физика, естественные науки. Очень важно также обеспечить качественную подготовку учителей.

«Педагог — это человек, который поведет за собой детей — будущее России. Да, выпускник потом может повышать квалификацию. Но я считаю, что все нужно делать вовремя», — заключила сенатор.