Выплаты за гибель пассажира такси хотят увеличить в четыре раза
Агрегаторы предложили обязать страховать гражданскую ответственность перевозчика
Законопроект: № 428641-7
Такси — единственный вид пассажирского транспорта, владельцы которого не страхуют гражданскую ответственность перевозчиков. Пассажиров защищает только закон об ОСАГО, этот полис оформляют водители. Депутаты предложили устранить законодательный пробел и обязать агрегаторов такси и индивидуальных предпринимателей страховать свою ответственность как минимум на два миллиона рублей за причинение вреда жизни каждого пассажира. Такой законопроект Госдума планирует рассмотреть во втором чтении на пленарном заседании 1 июня.
Поездки станут безопаснее
Законопроект внесен группой депутатов в марте 2018 года и принят в первом чтении 17 октября 2018 года. По словам главы Комитета Госдумы по финрынку, соавтора инициативы Анатолия Аксакова, его не принимали, так как не было базового закона о такси. Теперь он есть и вступает в силу 1 сентября. Он предусматривает создание в каждом регионе трех реестров: перевозчиков, такси и служб заказа. Наличие полной информации о каждой машине должно сделать поездки безопаснее и прозрачнее. Агрегаторы при этом смогут сотрудничать только с шоферами, имеющими лицензию.
«Теперь предлагается упорядочить применение страховых инструментов для таксистов», — сказал Аксаков на заседании Комитета по финрынку. После принятия новых норм таксисты будут страховать личную ответственность по ОСАГО, а агрегаторы и ИП — оформлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков.
По ОСАГО компенсация в случае смерти человека составляет максимум 500 тысяч рублей. А по закону о страховании перевозчиков максимальная выплата 2,025 миллиона рублей, в четыре раза больше. Предполагается, что страховку будут приобретать на каждую машину с шашечками. Не оформив ее, компания или индивидуальный предприниматель не смогут легально перевозить пассажиров.
«В настоящее время остро стоит проблема безопасности пассажиров, пользующихся услугами легковых такси, также низкой остается финансовая защищенность данной категории пассажиров в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу при перевозках», — сказано в пояснении к законопроекту.
Повысятся ли тарифы
Чтобы перевозчики успели оформить страховку, депутаты предложили поправками ко второму чтению отложить вступление новых норм в силу до 1 сентября 2024 года. А Минтранс настаивает на вступлении закона в действие 1 сентября 2025 года. Замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко сказал, что новый вид обязательного страхования — это дополнительная финансовая нагрузка на перевозчиков, что может привести к повышению стоимости услуг такси. «Это скажется либо на доходах таксистов, либо на тарифах», — полагает Луговенко.
В Госдуме с этим не согласны, и Центробанк тоже. Законопроект во втором чтении планируют рассмотреть 1 июня.
В России около 600 тысяч перевозчиков, а ездят на такси 55 миллионов человек. «Мы должны думать о людях прежде всего», — сказал Анатолий Аксаков. Введение обязательного страхования ответственности перевозчиков повысит безопасность пассажиров.
На заседании комитета решили отправить запрос в Минтранс, там проведут исследование ситуации и затем представят депутатам обоснованные расчеты последствий вступления законопроекта в силу.
Кстати, крупные перевозчики, например, «Ситимобил», «Яндекс Go», уже страхуют пассажиров на два миллиона рублей, и ответственность за ДТП берет на себя компания-перевозчик. Но пока такое страхование для них добровольное.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков