Вузы России борются за место в топ-100 мировых рейтингов
Однако успехи их в этом направлении пока скромны
Сто лет назад, в 1918 году, Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет о правилах приёма в высшие учебные заведения. В частности, документ предусматривал бесплатное высшее образование и отмену раздельного обучения. В каком направлении движется российская высшая школа сегодня?
Борьба за топ мировых рейтингов продолжается
Спустя сто лет Россия занимает первое место в мире, казалось бы, по немаловажному количественному показателю — числу людей с высшим образованием. И их количество продолжает расти. В этом году на программы всех уровней в вузах выделено больше бюджетных мест, чем годом ранее. Если в 2017/18 году вузам было предоставлено 298 тысяч бюджетных мест для подготовки бакалавров и 70 тысяч - для подготовки специалистов, то в 2018/19 году на бесплатные места по программам бакалавриата смогут поступить 315 тысяч абитуриентов, специалитета - 75 тысяч. Количество мест в магистратуре также увеличится - с 205 тысяч до 208 тысяч. В то же время диплом о высшем образовании — далеко не всегда гарантия реальных знаний и нужных в профессии трудовых навыков, указывают эксперты.
Повысить качество российского высшего образования власти пытаются уже не первый год. Один из самых амбициозных проектов - программа «5-100», согласно которой к 2020 году как минимум пять российских вузов должны попасть в топ-100 престижных мировых рейтингов (QS, THE, ARWU. - Прим. ред.). Среди мероприятий, призванных способствовать победе в этой «гонке», - реализация совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами.
Также университеты должны заполучить в штат не менее десяти процентов иностранных преподавателей и привлечь не менее 15 процентов иностранных студентов. Гиперзадача для всех участников проекта и всех желающих в него попасть - повысить индекс цитирования статей своих сотрудников, в том числе на иностранных языках. «Эта программа по-настоящему полезна, - уверена заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. - Она действительно стимулирует рост и развитие высшего образования в России».
По словам депутата, в последнее время работодатели по всему миру стали лучше воспринимать выпускников российских университетов. «Если раньше за рубежом широкой известностью пользовался только МГУ, то постепенно определённую узнаваемость приобрели и другие вузы», — подчеркнула она.
В 2018 году МГУ имени Ломоносова занял 90-е место в рейтинге мировых университетов QS World University Rankings, поднявшись сразу на пять позиций по сравнению с прошлым годом. В общей сложности в новый рейтинг вошли 27 российских университетов, в том числе 17 университетов проекта «5-100». Правда, ближайший конкурент МГУ — Санкт-Петербургский государственный университет - оказался всего на 235-м месте (годом ранее он занимал 240-е место). Новосибирский государственный университет занял 244-е место (ранее — 250-е место), Томский государственный университет - 277-е место (ранее - 323-е место) и МГТУ им. Баумана - 299-е место (ранее - 291-е место). Эксперты оценивали университеты по шести критериям, каждый из них имел свой удельный вес в общей оценке: репутация в академической среде (40 процентов), соотношение преподавательского состава к числу студентов (20 процентов), репутация среди работодателей (10 процентов), индекс цитируемости (20 процентов), доля иностранных преподавателей (пять процентов) и студентов (пять процентов).
«Чтобы улучшить наши показатели, нужно заняться исследованиями в прорывных областях науки, подогнать образовательные программы под мировые стандарты, растить увлеченных студентов, привлекать для работы иностранных ученых и преподавателей, уже заявивших о себе в научном мире, - отметила Лариса Тутова. - Необходимо научиться защищать результаты своих исследований и зарабатывать на них. Нужно больше программ на английском языке. Нужно развивать новые исследовательские направления. Нужно больше проектов на стыке наук - именно здесь сегодня делаются основные открытия».
Слабым вузам нет места в нашей стране
В Правительстве рассчитывают, что повысить качество высшего образования в России поможет и отказ от «услуг» слабых вузов. За три года, с 2014 по 2017 год, число институтов и их филиалов в стране уменьшилось практически вдвое — на 1097 организаций (с 2268 до 1171). В общей сложности власти планировали сократить число вузов на 40 процентов, филиалов - на 80 процентов. «Расценивать этот процесс как стремление закрыть как можно больше вузов ни в коем случае не стоит, - подчеркнула первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. - Это происходит только с теми вузами, которые стали «фабрикой» по штамповке дипломов. В результате сотни окончивших их юношей и девушек не могли устроиться на работу. Непонятно, какие знания они там вообще получали».
Сенатор напомнила, что при проверке некоторых, в настоящее время закрытых, учебных организаций выяснялось, что студенты не провели там ни одного дня. «Им просто выдавали на руки диплом, — пояснила Лилия Гумерова. - Наши вузы высоко котировались во все времена своего существования. И нам нужны только те организации, где сохранены традиции высшей школы, где есть соответствующая научная база, квалифицированные преподаватели».
По мнению парламентария, государство не должно спокойно смотреть на то, как молодые люди и их родители, по сути, становятся жертвами обмана — их вынуждают платить деньги «за лжеобразование, которое впоследствии им никак не поможет при трудоустройстве».
Лариса Тутова также уверена, что профильное министерство ведёт в этом направлении совершенно обдуманную и подчинённую здравому смыслу политику. «В основном сокращение коснулось филиалов вузов, там, где система оценки качества высшего образования в России сосредоточилась на проверках по принципу «здесь риски наиболее высоки», — пояснила депутат.
Специальности завтрашнего дня
Престиж российского высшего образования поможет поднять и увеличение приёма на те специальности, которые будут востребованы в ближайшем будущем. По прогнозам чиновников и объединений работодателей, к 2020 году наибольшей популярностью будут пользоваться такие направления обучения, как педагогика, здравоохранение, инженерная подготовка, IT-технологии, ядерная энергетика, авиационная и ракетно-космическая техника, технологии кораблестроения. Так что бюджетный приём на педагогические и инженерные направления планомерно увеличивается. Из года в год растёт и доля прикладного бакалавриата.
Ставку в кабмине делают и на совершенствование системы целевого обучения в вузах. Вопрос о необходимости пересмотра «правил игры» в этой сфере был поставлен ребром два года назад, на совещании с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии. По итогам встречи глава Правительства дал поручение создать нормативную базу, которая позволит повысить эффективность целевого приема студентов в институты и закрепить ответственность сторон, напомнила член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова. «При этом премьер-министр назвал профанацией нынешнюю систему подготовки целевиков в вузах. Ведь государство затрачивает средства на обучение, однако государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а школы и больницы не получают молодых специалистов», — указала депутат.
По данным Правительства, в настоящее время обязательства заказчика целевого обучения и студента не выполняются сплошь и рядом. Так, более 50 процентов договоров не содержат мер поддержки студентов, а 62 процента договоров не предусматривают обязательного трудоустройства выпускников.
В весеннюю сессию был принят закон, который, в частности, предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании в вузах. Прежде всего это касается работодателей, отметила Алёна Аршинова. «Речь идет о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству, — уточнила депутат. - Аналогичную материальную ответственность будут нести и обучающиеся в случае неисполнения своих обязательств». Кроме того, закон предписывает, что перечень специальностей и квоты на целевое обучение в вузах будет определять Правительство, а также органы госвласти региона и муниципалитета - в зависимости от того, кто финансирует бюджетные места в вузах.
В настоящее время квоты целевиков определяют сами институты. По мнению Алёны Аршиновой, данный законопроект решит проблему дисбаланса в подготовке кадров, в первую очередь нехватки учителей-предметников, врачей и рабочих на предприятиях. «У абитуриента должна быть вся необходимая информация. Для этого можно предусмотреть создание единых федеральных информационных центров», - считает депутат. Также законодательная инициатива расширит список возможных заказчиков целевого обучения за счет компаний, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, а также организаций, созданных госкорпорациями. По расчётам чиновников, это позволит проводить целевое обучение Росатому, Роскосмосу и другим госкомпаниям, которые являются лидерами российской экономики.
Ещё материалы: Лилия Гумерова, Алёна Аршинова, Дмитрий Медведев