Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Вузам предложили самим решить, оставаться ли в Болонской системе

Депутаты подготовили и внесли поправки в Закон «Об образовании»

07.06.2022 20:23

Автор: Юлия Сапрыгина

Вузам предложили самим решить, оставаться ли в Болонской системе
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Болонский процесс — движение по созданию единого Европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к нему в 2003 году и официально перешла на такую систему подготовки кадров в 2011-м. Это было нужно, чтобы выпускникам российской «вышки» было проще устраиваться на работу за границей. Сегодня из-за санкций такая возможность практически сведена к нулю, отмечают авторы законопроекта, который внесен в Госдуму 7 июня.

ФГОСы по специалитету для всех

В Госдуму внесли законопроект о добровольном участии вузов в Болонском процессе. Авторами инициативы выступила группа депутатов, в том числе Геннадий Зюганов, Олег Смолин и Иван Мельников.

«Смысл Болонского процесса заключается в обеспечении академической мобильности студентов, в первую очередь трансграничной… В настоящее время недружественные действия в отношении России большинства стран-участников Болонского процесса практически свели ее к нулю», — говорится в пояснительной записке к документу.

Поэтому предложено дать право институтам и университетам самим решать — выйти ли из Болонского процесса или оставаться в нем и дальше. Например, это нужно, если в вузе учится много иностранцев, которым важен диплом международного образца.

Кроме того, предлагается утвердить федеральные государственные образовательные стандарты по программам специалитета по всем специальностям. Именно так в России и учили всех до 2011 года.

Что такое Болонский процесс

Болонская система названа в честь старейшего в мире университета в итальянской Болонье, где министры образования разных стран еще в 1999 году и договорились о новых правилах единого стандарта европейского образования. За два года до этого в Болонье разработали так называемую университетскую Хартию, которая бы способствовала «мобильности научных и преподавательских кадров и специалистов» — то есть позволяла им работать в разных странах мира.

В основу Хартии положили четыре принципа:

- автономия и независимость университетов;

- неразделимость преподавательского и исследовательского процессов;

- свобода в исследованиях и профессиональной подготовке;

- признание за университетом ведущей роли по сохранению наследия европейского гуманизма.

В том же году Хартию подписали первые 29 стран. Россия же присоединилась к процессу в 2003 году и официально ввела новую систему подготовки специалистов «вышки» в 2011 году.

Всего на сегодня в процессе участвуют 48 стран, а также Еврокомиссия — как говориться в Хартии: для развития Европы и повышения ее привлекательности в мире путем создания единого образовательного пространства.

На практике же все оказалось не совсем так.

Повлечет ли отказ от Болонской системы отмену ЕГЭ

Три плюс два не равно пять

Болонская система предполагает получение высшего образования по схеме «3+2+3». Первая ступень — бакалавриат — длится 3—4 года, когда студент получает общие знания. Вторая — магистратура — 2—3 года для глубокого изучения выбранной области науки. Наконец, третья ступень — это подготовка диссертации на ученую степень, докторантура, а по-нашему — аспирантура.

Стоит отметить, что до того, как в России появились бакалавры и магистры, все выпускники «вышки» считались специалистами. Их учили в среднем пять лет, за это время студенты получали набор знаний, необходимых для будущей работы по специальности.

Четкие международные стандарты высшего образования действительно очень помогли российским студентам, которых с разными степенями «болони» охотно принимали за границей. Однако в условиях санкций такая возможность «сведена к нулю», считают авторы инициативы.  

Более того, такая система подготовки «вышки» отрицательно сказалась на качестве знаний и тех, кто остается в России. Ведь Болонская система не предписывает странам, что должно быть в бакалаврских и магистерских программах обучения, и каждое государство решает само, чему учить. Так, если в Европе бакалавр — это, как правило, человек, получивший в основном прикладные знания и практические навыки, а потому способный полноценно работать, то в России — это просто недоучка, овладевший примерно половиной программы бывшего специалиста. Так, бакалавр посещает в среднем на 40 процентов меньше занятий, чем специалист, рассказывал ранее «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по просвещению Олег Смолин.

На это же обращала внимание и член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. При этом она отмечала, что при Болонской системе особенно страдает качество преподавания русского языка.

На практике новая система подачи знаний привела к тому, что бакалавры воспринимались работодателями как недоученные специалисты, отмечал ранее член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов.

«Так, например, юрист-бакалавр не имеет перспектив стать судьей в России, а может претендовать только на то, чтобы «перебирать бумажки в каком-нибудь департаменте», — отмечал сенатор.

Читайте также:

• Учителя могут перестать оказывать образовательные услуги • В России решили отойти от европейских образовательных стандартов

Новая стратегия «вышки»

Одновременно с депутатами законопроект, касающийся дальнейшего нахождения России в Болонском процессе, подготовили и сенаторы. Он предполагает приоритет специалитета при обучении профессиям, востребованным экономикой. Создать такой список сенаторам предложили в Санкт-Петербургском горном университете.

6 июня законопроект Совета Федерации обсудили на расширенном заседании Комитета по науке, образованию и культуре, где замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что Болонская группа приостановила участие России во всех органах и на всех площадках Болонской системы еще 11 апреля. То есть Россия больше не находится в этом процессе, сказал Афанасьев.

«Болонская система предполагала процесс синхронизации разных образовательных систем. Если с нами никто не хочет синхронизироваться, соответственно, вопрос решен сам собой», — сказал Афанасьев.

Что же касается поисков новых подходов развития «вышки», то «речь не идет о возвращении к российской или советской системам высшей школы», заявил замминистра. Это должна быть новая, отвечающая времени, стратегия.