Врачей запретят учить дистанционно
Специалистов будут готовить вузы с необходимой инфраструктурой и профессиональными кадрами
Законопроект: № 656009-8
Получить профессию врача можно в 127 вузах, а дополнительное профессиональное образование докторам предлагают сотни организаций. Но порой студентов учат без анатомических театров, лабораторий, собственной клинической базы или опытных наставников. А уже работающие врачи, которым нужно повысить квалификацию, могут сделать это онлайн, без всякой практики. На рассмотрении Госдумы находится законопроект, наделяющий Минздрав новыми полномочиями по контролю медицинского образования. Что изменится в подготовке врачей, рассказывает «Парламентская газета».
Проверка на качество
Если у вуза, готовящего будущих докторов, есть лицензия на образовательную деятельность, это еще не гарантирует студентам хорошее оснащение для учебы или опытных преподавателей. Выучиться на врача предлагают 127 вузов, но только 49 из них подведомственны Минздраву. Еще 56 заведений находятся в ведении Минобрнауки, за три отвечает Минпросвещения, за два — Правительство. Кроме того, врачей готовят 14 частных вузов и три вуза органов местного самоуправления. Также можно получить образование в двух научных организациях.
Проблему подготовки медиков не раз поднимал председатель Госдумы Вячеслав Володин. За качество медицинского образования, как и за открытие профильных факультетов, должен отвечать Минздрав, отметил он во время отчета о работе Правительства за 2023 год.
Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, наделяющий Минздрав новыми полномочиями в сфере подготовки кадров. Документ призван повысить качество медицинского образования как общего профессионального, так и дополнительного, сказал «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. По его словам, в последние годы открылось много медицинских факультетов и вузов. Казалось бы, это верный шаг для решения кадрового вопроса в здравоохранении. Но все не так однозначно. Медицинский факультет и тем более вуз — не только учебники, а еще и мощная научно-практическая школа и традиции, опытнейший профессорско-преподавательский коллектив, хорошо оснащенные анатомические залы, лаборатории, симуляционные центры, собственная клиническая база. «Что касается последнего, то мое мнение как хирурга — настоящего специалиста может вырастить только профессор, который оперирует сам», — сказал депутат. Но во многих непрофильных вузах этого, к сожалению, нет.
В университетах, подведомственных Минздраву, учатся 83 процента студентов-медиков, сказал «Парламентской газете» соавтор документа, первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Но иметь необходимую базу должны и любой вуз, и любая организация, предлагающая докторам повышение квалификации или переподготовку. В Сети же можно нарваться на организацию, которая выдает сертификаты о повышении квалификации и в области медицины, и в области пожарно-технических минимумов, и бухгалтерского учета. Совершенно ясно, что у них нет нужного оснащения и опытных кадров.
Теперь все организации, предоставляющие образование будущим и действующим врачам, должны будут пройти проверку на качество. Минздрав установит форму заключения, что они соответствуют всем необходимым требованиям, в том числе к материально-технической базе и составу преподавателей. Проверять организации и выдавать заключения будет Росздравнадзор. Вузы должны будут получить заключения до 1 сентября 2025 года, иначе их медицинские факультеты не смогут работать, а студентов переведут туда, где все условия выполнены.
В интернете опыта не набраться
Минздрав также разработает типовые дополнительные профессиональные программы медобразования, чтобы обеспечить единый уровень подготовки специалистов. Дополнительное профессиональное образование — это принципиальный вопрос, отметил Башанкаев: «И здесь много важных моментов. Замена «примерных» программ на типовые. Совершенствование подходов лицензирования. Определение требований для организаций, которые осуществляют или планируют образовательную деятельность в этой области».
Парламентарии также предлагают запретить исключительно электронное и дистанционное обучение врачей и фармацевтов. Запрет коснется основных образовательных программ среднего и высшего образования, а также дополнительных профессиональных программ, если для них необходима практика.
Подготовка медиков включает в себя обязательные практические навыки, пояснил Мажуга, даже если это повышение квалификации. Вузы дистанционкой не злоупотребляют, а вот организации ДПО могут предложить доктору повысить квалификацию онлайн, без личного присутствия. Врачам же необходимо получать профобразование в течение всей жизни после окончания университета, и за этим они должны приходить в место, которое гарантирует качество.
Качество подготовки врачей поможет решить проблему и дефицита кадров. Хотя медфакультетов в России достаточно, врачей по-прежнему не хватает. По данным Минздрава, стране нужно около 30 тысяч специалистов. Острый дефицит испытывает первичное звено, особенно в малых населенных пунктах, сказал «Парламентской газете» глава Общественного совета при Минздраве, председатель профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников. Не хватает работников в ФАПах и участковых больницах, узких специалистов первичного звена. А в целом в стране возникла большая проблема с анестезиологами, травматологами, неонатологами.
Читайте также:
Ещё материалы: Бадма Башанкаев, Александр Мажуга