Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Водителей троллейбусов обучат выдержке, доброжелательности и созданию хорошего настроения

Также им придется выучить историю города и его знаковые места

26.04.2023 00:00

Автор: Людмила Климова

Водителей троллейбусов обучат выдержке, доброжелательности и созданию хорошего настроения
  © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Для тех, у кого уже есть права категории В, С или D, разработали программу переподготовки на водителя троллейбуса. Она займет вдвое меньше времени, чем обучение с нуля. Помимо технических характеристик машины и техники безопасности, придется освоить культуру общения с пассажирами. Кроме того, водителей хотят научить разбираться в местных достопримечательностях. Это следует из проекта приказа, меняющего программы профобучения водителей. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Будьте вежливы и снисходительны к недостаткам пассажиров

Минпросвещения разработало новую Примерную программу профобучения водителей общественного транспорта. Она предназначена для обладателей прав категорий В, С или D, которые решили сесть за руль троллейбуса. Отдельная программа есть и для водителей трамваев, которые хотят переучиться на вождение безрельсового общественного транспорта. Суть новшества в том, чтобы людям с правами не пришлось обучаться с самых азов. Это позволит сократить учебу вдвое.

В пояснительной записке к документу приведены учебный план, распределение часов по темам. В программу для водителей категорий В, С и D входят семь предметов. Один из них — «Культура обслуживания пассажиров на городском электротранспорте». Она включает три темы. Первая — «Морально-этические нормы поведения работников городского электротранспорта». Педагоги расскажут будущим профессионалам, как должен вести себя водитель: быть вежливым, тактичным, спокойным, доброжелательным и снисходительным к недостаткам пассажиров. Профессионалов научат улаживать конфликтные ситуации, напомнят о важности улыбки и сориентируют на создание хорошего настроения. Также эта тема затронет такие аспекты, как уважительное отношение к пассажирам, воспитание выдержки и чувства собственного достоинства.

Служебный этикет очень важен и ему всегда уделяли внимание при обучении водителей общественного транспорта, рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова: «Важно, чтобы водитель был предусмотрителен и уважителен к людям, приветлив, дисциплинирован, заботился о своем внешнем виде. Изучаются вопросы психологии, общечеловеческой этики и профессионального этикета. Эти знания важны для тех, кто работает с людьми».

Читайте также:

• Агрегаторы такси предлагают штрафовать за сотрудничество с водителями-нелегалами

А здесь у нас музей

Еще одна «культурная» тема — «Город, в котором ты живешь и работаешь». Будущим водителям троллейбусов расскажут об истории города. Им дадут знания о расположении памятников, знаковых домов и учреждений, крупных предприятий, учебных заведений, музеев, театров, стадионов и библиотек.  Пройдя обучение, водители смогут сообщить пассажирам о крупных пассажиропотоках, узлах пересадки на различные виды транспорта.

Эта тема важна не только для гостей города, но и для местных жителей, уверен член Комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман: «Часто пассажиры, даже коренные жители, спрашивают водителя, сколько остановок до определенной достопримечательности, потому что они знают достопримечательности лучше, чем названия улиц. Более того, люди часто договариваются встретиться у какого-то памятника или исторического здания. Конечно, водитель должен иметь представление об исторических и культурных объектах хотя бы на своем маршруте, чтобы ответить на вопросы».

Есть и тема «Культура речи». Водителей будут учить выражать свои мысли правильно, просто и выразительно, уделят внимание дикции и стилистике, расскажут о речевых ошибках. Будущим профессионалам объяснят, как тональность речи влияет на взаимоотношения, научат основам бесконфликтного общения с пассажирами. Заодно на занятии обучат работе с микрофонной установкой.

Впрочем, многого ждать не приходится — каждой из тем планируют уделять лишь по два часа.

Безопасности — особое внимание

Гораздо больше времени уйдет на предметы, которые дают знания об устройстве троллейбусов, их электроснабжении, организации движения, основах трудового законодательства, охране труда, электробезопасности и охране окружающей среды.

Будущим специалистам расскажут, какое механическое, пневматическое и электрическое оборудование входит в состав машины. Объяснят, как устроена контактная сеть. Дадут полную информацию о пассажиропотоках и маршрутной схеме городского транспорта, расположении остановочных пунктов и факторах, функциях маршрутного диспетчера и работников отдела обеспечения безопасности. Заставят чуть ли не наизусть выучить должностную инструкцию, которая отдельно разжевывает, как проезжать кривые на участке пути, как работать в сложных условиях осенне-зимнего периода и ограниченной видимости, каким техническим требованиям должна соответствовать машина, чтобы водитель мог возить пассажиров на маршрутах с тяжелыми условиями движения.

В предмете «Основы управления» большое внимание уделено технике безопасности. Преподаватели расскажут, почему машина может сползать или опрокидываться, объяснят, как бороться с буксованием и юзом. Познакомят с основными причинами ДТП, проанализируют конкретные дорожно-транспортные происшествия. Водителям расскажут об особенностях детской психологии на примерах опасного поведения детей на дорогах, о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть пассажиров с детьми на руках.

«Все эти знания очень важны для специалиста, который несет ответственность за жизнь и здоровье людей, — отметил зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. — Вопрос безопасности для водителя всегда должен быть в приоритете, кроме того, он должен понимать, как действовать во внештатных ситуациях. А для этого, безусловно, нужны знания».

Производственное обучение включает 132 часа практики. Всего программа рассчитана на 418 часов против 838 часов программы, предполагающей обучение с нуля.

Получить дополнительную квалификацию легко

Напомним, с 1 марта уже вступили в силу четыре новые программы переподготовки водителей. Это переподготовка с категории В (легковой автомобиль) на категорию А (мотоцикл), с В на А1 (легкий мотоцикл), с В1 (квадроцикл и трицикл) на В и с категорий В, С (грузовик), D (пассажирский транспорт) на Tm (трамвай). Их суть как раз в том, чтобы открывать новые водительские категории за более короткий срок. Слушателям курсов не придется получать базовые знания, повторно проходить уже пройденные модули программ.

Например, если водитель легковушки задумал пересесть на мотоцикл, ему потребуется всего 32 часа обучения вместо 130 прежних.