Водителей, перевозящих более восьми пассажиров, обяжут получить лицензии
Таким образом, в законе закроют лазейку, позволяющую обходить общепринятые правила перевозки
За семь месяцев 2018 года по вине водителей автобусов произошло 3141 ДТП. Большинство из них совершают водители маршруток, которые работают без лицензии. Исправить ситуацию призван законопроект, принятый Госдумой во втором чтении 9 октября.
Нелегалы спят и курят за рулём
Пятого октября в Твери произошло ДТП с участием междугороднего микроавтобуса, который выехал на встречную полосу и врезался в автобус ЛиАЗ. Маршрутку практически разрубило пополам, водитель и 12 пассажиров погибли. Единственным выжившим оказался студент, который сидел в конце салона и пристегнулся ремнём безопасности. Выяснилось, что перевозки выполнял водитель-нелегал, работавший в фирме, у которой не было лицензии. И таких компаний в России предостаточно.
Дело в том, что получить разрешительный документ сегодня довольно сложно. К тому же лицензированных перевозчиков ждут постоянные проверки, им приходится создавать условия для соблюдения режима труда и отдыха водителей, содержать транспорт в исправном состоянии.
На отдых водителю должно быть отведено не менее 10 часов, а после четырёх часов за рулём он должен отдыхать не менее получаса. Затем управлять автомобилем можно два часа, и после получасового отдыха — ещё полтора часа. Но в маршрутках эти требования не соблюдаются. Пассажиры жалуются, что водители засыпают за рулём, курят, нарушают ПДД, превышают скорость и проезжают на красный свет светофора.
Лицензирование позволит отсечь недобросовестные компании
По словам замминистра транспорта Сергея Аристова, в 2012 году в сфере перевозок пассажиров автотранспортом было исключено требование к лицензированию, если эта деятельность осуществляется по заказам или для собственных нужд индивидуальных предпринимателей. «Достаточно быстро бизнес сориентировался и собственники стали переводить автобусы в частную собственность», — констатировал чиновник.
Он отметил, что большая часть маршруток перешла в частные руки, 30 процентов больших автобусов тоже «записали» на физлица. Итогом стал рост числа аварий. В 2018 году аварий с участием автобусов стало на 3,7 процента больше, чем в 2017 году. В них за полгода погибли 116 пассажиров, ранения получили 4667 человек. Большая часть аварий совершается при регулярных перевозках на муниципальных маршрутах.
Лицензирование позволит отсечь те компании, которые не обеспечивают безопасную перевозку пассажиров.
И при всём при этом ответственность за нарушения для лицензированных перевозчиков оказалась жёстче, чем для тех, кто работает без лицензии. Эти обстоятельства и легли в основу поручения президента разработать законопроект, в соответствии с которым лицензирование деятельности будет обязательным для юрлиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам транспорта, оборудованного для перевозки более восьми человек, и по всем видам перевозок на микроавтобусах — как для собственных нужд, так и заказных.
Предполагается также, что Правительство выпустит нормативный акт, связанный с очерёдностью проведения проверок в этой области. Законопроект предусматривает возможность подачи заявления на получение лицензии в электронном виде и оформление по упрощённому пакету документов.
Ранее первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков заявил, что эта инициатива очень важна для безопасности пассажиров. «Много аварий происходит, потому что автобусы не в очень хорошем состоянии, — сказал он. — А лицензирование позволит отсечь те компании, которые не обеспечивают безопасную перевозку пассажиров».
За водителями проследит тахограф
Законопроект единогласно поддержали депутаты всех фракций. Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов отметил, что перевозка пассажиров — это особо опасная деятельность, для осуществления которой необходима лицензия. «Лицензированному перевозчику надо доказать, что у него есть и профессиональные водители, и транспорт находится в должном техническом состоянии», — пояснил депутат.
Он подчеркнул, что автобусы бывают вообще не зарегистрированы, а заказной транспорт часто используют в своих целях террористы. Чтобы избежать аварий и терактов, во всех странах Европы и в Америке не только пассажирские, но и грузовые перевозки лицензируются. Так что возврат к лицензированию всех видов перевозок соответствует и международной практике, и требованиям российского законодательства.
Ещё материалы: Александр Жуков, Виталий Ефимов