Водителей из групп риска хотят тестировать на наркотики и алкоголизм
Минздрав решил обновить порядок медосвидетельствования при получении прав
Водителей с клиническими признаками зависимости и тех, кого ранее лишали прав за пьяное вождение, во время медицинского освидетельствования будут тестировать на наркотики и хронический алкоголизм. Это предусмотрено проектом новых правил медосвидетельствования водителей, который опубликовал Минздрав 2 ноября. «Парламентская газета» разобралась, как изменятся правила прохождения медкомиссии.
Точечный подход
Действующий порядок медосмотров уже предполагал введение анализов на психоактивные вещества и хронический алкоголизм. Но эта норма должна была вступить в силу только с 1 января 2022 года, при этом она бы коснулась всех автомобилистов.
Проект приказа Минздрава откладывает эту норму до 1 марта 2022 года и существенно уточняет её. Так, на анализы планируется направлять только водителей из групп риска. К ним относятся люди с клиническими признаками наркологических расстройств, которые должен установить врач-психиатр-нарколог во время стандартного приёма.
Также анализы на наркотики и алкоголизм будут обязательны при возвращении водительского удостоверения по истечении срока лишения прав.
По действующему приказу анализ на хронический алкоголизм проводился методом определения маркера CDT в сыворотке крови. Проект нового приказа Минздрава даёт более широкое предписание: проводить «лабораторные исследования крови или мочи на определение хронического употребления алкоголя».
Кроме того, Минздрав уточняет порядок проведения анализа на психоактивные вещества. Он делится на два этапа. Сначала делают предварительные химико-токсикологические исследования (ХТИ) образца мочи. Если они покажут, что в образце есть следы опиатов, каннабиноидов, кокаина, метадона и других наркотиков, то материал отправят на подтверждающие ХТИ. Новый приказ уточняет, что срок доставки образцов на второй анализ не должен превышать десяти рабочих дней, а сами подтверждающие исследования могут длиться до трёх дней.
Также Минздрав хочет обязать лаборатории хранить пробы после подтверждающих ХТИ три месяца, а полученные масс-спектры — в электронном виде в течение пяти лет.
Если анализы подтвердят наличие в организме наркотиков либо систематическое употребление спиртного, то человека отправят на полноценное обследование в наркологическую клинику, следует из проекта приказа.
Эффективный инструмент безопасности
Последние годы растёт число людей, которые управляют авто под воздействием наркотиков, отмечает Минздрав в пояснительной записке. Если в 2013 году по итогам освидетельствования на состояние опьянения наркотики выявляли у 12,2 процента водителей, то в 2020 году таких было уже 25,9 процента.
Власти планировали установить обязательное тестирование на алкоголь и наркотики для всех, кто получает или меняет права, ещё в 2019 году. Введение это нормы откладывали неоднократно вплоть до 2022 года. Общественность критиковала эту норму в том числе и в связи с тем, что медосмотры проводят за счёт водителей, а тесты на нарко- и алкозавимость весьма недешёвые.
«Один комплексный тест на алкоголь и наркотики сейчас стоит около десяти тысяч рублей. Такая дорогая процедура должна проводиться обоснованно», — сказал «Парламентской газете» координатор движения «Общество синих ведёрок», защитник прав автомобилистов Пётр Шкуматов.
Читайте также:
• Порядок медосвидетельствования водителей продлили до конца 2021 года • За рулем — сухой закон
Он приветствовал решение Минздрава применить рискориентированный подход. По его мнению, это самый эффективный способ повысить безопасность на дорогах: пьяницы и наркоманы не получат права, а добропорядочные водители не почувствуют никаких изменений и не будут тратить лишних денег.
«Подавляющее большинство наших граждан — нормальные законопослушные люди, и не надо тыкать в них иголки и заставлять писать в баночку, чтобы они доказали, что никогда в жизни не употребляли наркотики», — убеждён Шкуматов.