«Водителей» гироскутеров перестанут считать пешеходами
В ПДД готовятся поправки, меняющие статус обладателей электромеханических средств передвижения
В Правила дорожного движения планируется внести термин «средства индивидуальной мобильности», под который попадут, в частности, гироскутеры, сигвеи и моноколёса. Их владельцев обяжут ездить по велодорожкам и тротуарам, ограничив скорость передвижения до 20 километров в час.
Что такое СИМ
Документ, подготовленный Минтрансом, размещён на портале проектов нормативных правовых актов. В нём предлагается ввести в ПДД новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Это «устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок».
В действующей редакции ПДД пользователи таких устройств относятся к пешеходам. По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, дифференцировать участников дорожного движения и выделить владельцев гироскутеров, электросамокатов и прочих технических новинок в отдельную категорию необходимо было давно.
«Конечно, их надо отличать от пешеходов, потому что сейчас при выезде на дорогу общего пользования на моноколесе нарушителя привлекают к ответственности как пешехода, — пояснил он. — Это неправильно, так как опасность, которую он представляет на дороге, гораздо выше».
По словам председателя Межрегиональной общественной организации «Союз пешеходов» Владимира Соколова, владельцы СИМ являются угрозой и на тротуарах.
«Во всё мире они ограничены в правах, так как являются источником опасности для пешеходов, — отметил эксперт. — На сигвеях и гироскутерах там разрешено ездить только в специальных местах».
Проект Минтранса также запрещает ездить на велосипедах и СИМ в пешеходных зонах. Исключение сделано только для маленьких пользователей роликов и самокатов младше семи лет.
При этом в местах, где пешеходы и велосипедисты, гироскутеристы передвигаются совместно, скорость движения последних ограничивается 20 километрами в час. При отсутствии велосипедной дорожки и тротуара райдерам можно будет выезжать на проезжую часть, однако они будут обязаны ехать в правом ряду (если одна полоса, то как можно правее). Кроме того, вводятся новые дорожные знаки — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», «Лица на средствах индивидуальной мобильности», «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».
Как это регулировать?
По мнению экспертов, при всей полезности инициативы Минтранса вопрос применения новой нормы остался открытым.
«Правые полосы на дорогах заняты припаркованными машинами, велодорожек нет или очень мало, — отметил депутат Вячеслав Лысаков. — Непонятно, каким образом и кто будет контролировать скорость электросамокатов — камеры на тротуары не поставишь, а инспекторов и на дорогах не хватает».
По словам парламентария, ГАИ иногда сможет устраивать рейды против «самокатчиков», но организовать контроль «скоростного режима» СИМ на систематическом уровне не получится.
Ранее член Комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев поддержал эту инициативу. При этом он напомнил, что используемые в ПДД определения для автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств взяты из технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, но термина «средства индивидуальной мобильности» там нет. «Скорее всего, начать придётся с поправок в техрегламент», — предположил он.