Водитель сдаст на права в прямом эфире
Как изменятся с 1 апреля правила приема экзамена в ГАИ
фото: mos.ru
Новый регламент МВД по проведению испытаний для желающих получить права оказался промежуточным и компромиссным. Вопреки сделанным ранее заявлениям ГИБДД не отказывается полностью от площадки при проведении практического экзамена, также глава Госавтоинспекции Михаил Черников не исключил в дальнейшем и пересмотр теоретической части. По мнению экспертов, к вступающим в силу изменениям не готовы большинство автошкол, а самое главное — экзаменаторов.
Упор на практику
С 1 апреля 2021 года практический экзамен на всех транспортных средствах, кроме мотоциклов, должен проводиться только в городских условиях. По мнению ГИБДД, закрытая площадка не дает полезных навыков самостоятельного вождения. Поэтому отдельного экзамена на огороженной территории больше не будет — вместо этого вводится единый практический экзамен в городе, в ходе которого инспектор и определит уровень полученных курсантом навыков по маневрированию автомобилем.
Однако если серию обгонов еще можно при богатой фантазии зачесть за выполнение элемента «змейка», то как быть с рядом других обязательных упражнений, которые неопытному водителю придётся изображать в условиях плотного городского трафика?
Речь идет о таких элементах, как параллельная парковка, заезд задним ходом в бокс под 90 градусов, разворот в ограниченном пространстве, остановка и начало движения на подъеме. Не везде в городе можно найти подходящий, к примеру, уклон дороги или свободное парковочное место. Поэтому в новом регламенте по проведению экзамена на права сделали для таких упражнений исключения: по решению местного подразделения ГИБДД их можно выполнять как на улично-дорожной сети, так и на площадке.
Как рассказал руководитель ГИБДД России Михаил Черников в эфире телеканала «Россия 1», процесс сдачи экзамена теперь будет обязательно фиксироваться на видео. Для этого две камеры будут размещены снаружи автомобиля и две внутри. При этом регламентом предусмотрены и живые свидетели: наблюдателями могут выступать другие кандидаты в водители, ожидающие очереди на экзамен, представители общественных организаций, автошкол.
Также отмечается, что учебные маршруты заранее публиковаться не будут. ГИБДД раскроет лишь примерную территорию и список возможных улиц, где пройдет экзамен.
Оценивать навыки экзаменуемого будут по-старому: за мелкие ошибки начислят один штрафной балл, за средние — три балла, грубая ошибка ведет к автоматической переэкзаменовке. Максимально допустимое количество штрафных баллов — четыре.
С 1 апреля изменяется и перечень грубых ошибок. Теперь в их число включили разговор по телефону за рулем и непристегнутый ремень безопасности во время тестирования.
Напомним и другие фатальные ошибки: не уступил дорогу транспортному средству или пешеходам, имеющим преимущество; выехал на полосу встречного движения или трамвайные пути; проехал на красный свет или запрещающий жест регулировщика; не выполнил требований знаков приоритета или дорожной разметки; пересек стоп-линию; нарушил правила обгона, разворота, движения задним ходом или переезда ж/д путей; превысил скорость или не принял мер к ее снижению; не уступил дорогу спецтранспорту; спровоцировал возможное или реальное ДТП; не выполнил требования инструктора.
Как рассказала нашему изданию председатель правления Национального союза автошкол Елена Зайцева, новый регламент, по сути, компромиссный переходный вариант к полному отказу от площадки. «Это прогрессивный шаг в направлении снижения аварийности среди молодых водителей, но окончательный переход произойдет не скоро, — убеждена она. — Не совсем готовы к этому автошколы и некоторые инспекторы ГИБДД».
По словам эксперта, новым регламентом предусмотрено, что место экзаменатора находится справа от водителя у дублирующих педалей. В Москве и крупных городах такая практика существует уже больше 20 лет. Инспекторы умеют пользоваться педалями и всегда это делали. Но оказывается, чуть ли не в 60-70 процентах регионов сотрудники ГИБДД никогда с этим не сталкивались. Экзаменаторы сидели на заднем сиденье учебного автомобиля, а «на педалях» всегда был инструктор автошколы — собственник машины.
«Для них это новация, которая вызвала шок, в известной степени, — пояснила Зайцева. — Вплоть до того, что сейчас многие инспекторы готовы подать рапорты о переводе, поскольку боятся ответственности за ДТП — учебные автомобили принадлежат автошколам и достаточно дорогие».
Также следует сказать, что нынешние изменения в правилах проведения экзамена в ГАИ не последние. В том же интервью глава ГИБДД Михаил Черников не исключил, что в будущем теоретическая часть испытаний для получения водительских прав может расшириться за счет новых навыков, которые обязан будет знать кандидат.
«Сегодня в зависимости от изменения Правил дорожного движения вносятся изменения и в экзаменационные билеты, в вопросы по теоретической части. Есть, конечно, предположения, что необходимо расширить, углубить знания кандидата в водители в части его дальнейшего практического применения. Научный центр безопасности дорожного движения занимается, чтобы сделать это и комфортно для кандидата в водители, и в то же время, чтобы он умел считывать всю дорожно-знаковую информацию и правильно применять знания ПДД, непосредственно уже двигаясь по дорогам общего пользования», — сказал Черников.
Кто проэкзаменует инструктора?
Безусловно, с усложнением экзаменационной части необходимо повышать качество подготовки будущих водителей. Об этом рассказал нашему изданию зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.
«С учетом увеличения количества практических часов вождения и при обучении, и при сдаче экзамена, конечно, появляются дополнительные риски, особенно в наших городских агломерациях, создания аварийной ситуации на дороге, — пояснил депутат. — Здесь необходимо обратить внимание на квалификацию инструкторов автошкол».
Кстати, еще в сентябре прошлого года секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев обратил внимание на эту проблему на совещании по вопросам безопасности в регионах Дальневосточного федерального округа и заявил о необходимости усилить требования к квалификации тех, кто обучает других управлять автомобилем.
Между тем еще в 2018 году был утвержден профстандарт для инструкторов по вождению, который по числу предъявляемых требований к специалисту должен возвести его чуть ли не в ранг профессора.
Читайте также:
• Автомобили с армянскими номерами предложили узаконить • ГИБДД запретит ездить с просроченными правами • В МВД хотят сделать экзамен на права «ближе к реальной ситуации»
Так, мастер обязан иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но и стаж управления транспортным средством не менее трех лет, а также документ на право обучения вождению. У него не должно быть серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение пяти лет. Кроме того, для обучения инструктору нужно уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников.
Однако ситуация с общим уровнем подготовки инструкторов с тех пор практически не изменилась, рассказала Елена Зайцева. По ее словам, 98 процентов учебных центров, которые имеют сегодня лицензии, вообще никак не готовят. В лучшем случае читают онлайн-лекции по ПДД. «Автошкола сама потом пытается как-то доучить своих инструкторов, если, конечно, она заинтересована в квалифицированных специалистах, — отметила она. — Официально квалификацию инструкторов на государственном уровне никто сейчас не проверяет. Проверяют только наличие «корочки», которую легко можно купить».
По словам депутата Владимира Афонского, в нынешней ситуации, возможно, необходимы дополнительные нормативные правовые акты, которые позволят улучшить качество подготовки инструкторов и установить дополнительный государственный контроль над их квалификацией.