«Водитель» самоката — пешеход! Да неужели?
На днях мне здорово повезло — каким-то чудом увернулся от выехавшего на встречку… самоката. Да-да, того самого «одна палка, две струны» устройства, которое умудрилось на узкой городской улочке обогнать легковушку прямо мне в лоб.
Впрочем, неожиданной для самоката прыти удивляться не приходится. Эти, так сказать, средства передвижения уже не первый год оборудуются нехилыми электромоторами, позволяющими наезднику разгоняться до свиста ветра в ушах. Другое дело, что сам наездник не обязан знать, например, правила обгона или выезда на встречную полосу. Потому что, согласно ПДД, он как бы всего лишь пешеход, и максимум, за что может отвечать, маневрируя в транспортном потоке, за «переход улицы в неположенном месте».
Но так ли это?
В этом вполне очевидном, казалось бы, вопросе некоторое время назад попытался разобраться единоросс Александр Васильев из транспортного Комитета Госдумы. Точнее говоря, он направил запрос в ГИБДД, чтобы в ведомстве как-то урегулировали статус новоявленных средств передвижения на электротяге.
В Госавтоинспекции, однако, особо мудрствовать не стали, сославшись на действующие нормы. «С точки зрения Правил дорожного движения РФ, — передаёт ТАСС ответ ведомства на депутатский запрос, - лица, использующие роликовые коньки, самокаты и другие аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколёса, электрические самокаты), являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования».
Налицо, конечно, типичная отписка, пусть и с творческими ведомственными дополнениями. Правила действительно относят «водителей» самокатов к пешеходам. Но отнюдь не тех «водителей», которые передвигаются на самокатах с электротягой.
Читаем в ПДД, что такое «механическое транспортное средство». Там всё изложено коротко, ёмко, без простора для фантазий и оговорок. Итак, «механическое транспортное средство — это транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Всё! О каких «пешеходах», катающихся на электросамокатах, сегвеях и прочих новомодных (и самоходных) средствах передвижения, может идти речь? Они, согласно ПДД, — водители.
Смотрим Правила дальше — не положены ли иным таким «водителям-пешеходам» водительские права? Формально положены. Ведь даже трижды самокат, чей моторчик мощнее 250 ватт — это уже мопед со всеми описанными в ПДД признаками: два или три колеса, электродвигатель от 0,25 кВт до 4 кВт.
ПДД не дают мопедам каких-либо дополнительных характеристик, разительно отличающих их от самоката. Таким образом, электросамокат — это не только транспортное средство, но и мопед, на управление которым распространяются все требования ПДД, а не только «пешеходные».
Может, загвоздка только в том, что электросамокат электросамокату рознь по части электрических мощей, и на самые «игрушечные» можно закрыть глаза, чтобы не причислять их к транспортным средствам с правами на управление? Я не поленился и поковырялся во всём нынешнем обширном спектре самокатов с электротягой. Точнее — в спектре их технических характеристик. Так вот, самый слабенький и, соответственно, самый дешёвенький располагает движком в 0,35 кВт — на 100 ватт больше, чтобы считаться просто «пешеходным» самокатом.
Впрочем, и с безмоторными самокатами далеко не всё так однозначно, как это трактуют действующие нормы. С какой стати ПДД причислило наездников-самокатчиков к пешеходам — в отличие от их собратьев-велосипедистов? Ответ на этот вопрос следует, очевидно, искать в толковании слова «самокат», поскольку понятия в наших нормах закрепляются и излагаются хоть и на засушенном, но всё же на русском языке.
Так вот, толковые словари нещадны по отношению к авторам ПДД, использовавшим термин «самокат» за рамками значения этого слова. В устаревшем понимании самокат — это… велосипед или любая другая механическая повозка. В современном, если уж опираться на академические словари, — «детская игрушка для катания». Давайте выглянем за окно, чтобы понять, что же при материализации двух значений одного слова мы чаще всего видим там, где правят нормы ПДД? А видим мы далеко не только «детские игрушки», особенно когда на подобных игрушках несутся по дорогам и тротуарам здоровенные лбы. Скорее это всё же «велосипеды» со всеми признаками транспортных средств, которыми их наделили Правила.
Не парадокс ли: чем больше в нашей обыденности появляется чего-то нового, тем чаще приходится вспоминать хорошо забытое старое — хотя бы в родном языке. В любом случае нормотворчеству это на руку. Чтобы от жизни не отставать.
Ещё материалы: Марат Абдуллаев