Вместо забав с мобильниками школьникам предложат уроки труда
А использовать смартфоны учащимся хотят разрешить лишь в экстренных случаях
Тема: Пленарное заседание Госдумы 16 ноября 2023 года
Законопроект: № 470837-8
Ученикам хотят запретить использовать мобильные телефоны во время уроков. Законопроект с такой нормой Госдума 16 ноября приняла в первом чтении. А ко второму чтению документа председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил подготовить поправку, которая вернет в школы уроки труда.
Двойные трактовки из закона уберут
Перед рассмотрением законопроекта парламентарии советовались как с педагогами, так и с родительским сообществом. Вячеслав Володин в своих соцсетях провел на эту тему опрос. Проголосовало более 280 тысяч человек. Запрет мобильных телефонов на уроках поддержали 84 процента из них.
«Ввести запрет на использование мобильных телефонов во время школьных уроков давно просят родители и учителя. Поправки повысят дисциплину, дети не будут отвлекаться на смартфоны», — уверен Вячеслав Володин.
По мнению спикера, принятие закона повысит авторитет учителя, будет способствовать живому общению в классе.
«Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией», — добавил он.
При этом, по словам Вячеслава Володина, эту норму в тексте закона необходимо сформулировать как можно четче, чтобы не было двойных трактовок и, соответственно, лишних опасений. В нынешней редакции законопроекта, например, речь идет не только о мобильных телефонах, но и о других «средствах связи». А исключение предложено сделать не только для экстренных случаев, в которых гаджеты нужны для сохранения жизни и здоровья детей и педагогов, но и для неких ситуаций, предусмотренных образовательной программой.
«Если мы все видим, что нам надо запретить телефоны, давайте их запретим. Все иные ситуации обсуждать не будем, кроме экстренных случаев. А если речь идет уже о применении каких-то технологий в обучающих процессах, давайте эту тему отдельно рассматривать», — предложил Вячеслав Володин.
Соответствующую поправку, по мнению спикера, необходимо подготовить ко второму чтению законопроекта, которое в Госдуме планируют провести в декабре.
Еще одна поправка, над которой по инициативе Вячеслава Володина будут работать депутаты, вернет в программу школ уроки труда как «отдельный и защищенный законом предмет». Председатель Госдумы подчеркнул, что трудовое обучение, уроки труда никому вреда не принесут.
«Даже самый замечательный талант можно размотать и проспать потом на диване. Но если только человек трудолюбив, у него обязательно все будет хорошо. Давайте мы об этом тоже подумаем, и если вы поддержите, все вместе выступим авторами этой поправки», — предложил коллегам Вячеслав Володин.
Без правового неравенства
Согласно законопроекту, в правила школьного распорядка нужно будет внести требования к дисциплине учеников, и исполнение этих норм должно стать обязательным для всех школьников. За соблюдением правил поведения будут следить как педагоги, так и администрация.
«В таких случаях директор школы также будет обязан принимать меры по решению конфликтных ситуаций, остаться в стороне уже не получится», — пояснила член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
Кроме того, в законодательстве будет прописано право педагога на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности, до этого такое право было только у учеников.
«Педагог обязан обеспечить качественное образование. Мы предлагаем ввести такую добрую, старую, проверенную всеми временами норму, как соблюдение дисциплины. Сегодня такого механизма в законе об образовании нет», — отметила соавтор законопроекта, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Кроме того, сейчас при возникновении конфликтной ситуации обучающиеся и их родители имеют право обратиться в органы управления образовательной организации с требованием призвать учителя к дисциплинарной ответственности. А если ситуация зеркальная, у педагогов такой возможности нет, добавила Ольга Казакова. Эту несправедливость парламентарии также предлагают исправить.
Еще одна норма законопроекта позволяет Правительству, органам власти регионов, а также органам местного самоуправления устанавливать дополнительные меры господдержки и иные социальные гарантии для педагогических работников.
Читайте также:
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Светлана Бессараб , Ольга Казакова