Вместо «скорой» к больному прилетит вертолёт
Санитарная авиация будет обслуживать 34 региона. Правда, поначалу медикам придётся летать на старых машиных
Реализация приоритетного проекта, посвященного развитию санитарной авиации в труднодоступных районах, столкнулась с неожиданной трудностью. Изначально планировалось, что для экстренной медпомощи не будет использоваться авиация с 20-25-летним сроком эксплуатации. Однако такое требование поставило выполнение проекта под угрозу.
График поставки медикам новых вертолётов обеспокоил Минздрав
В 2017 году на развитие санитарной авиации в труднодоступных районах Правительство запланировало выделить 34 российским регионам 3,3 миллиарда рублей. Соответствующее проставление кабмина было подписано ещё 28 января текущего года. Судя по пояснительной записке к документу, чиновники уверены, что выделенные федеральным центром субсидии покроют около 87 процентов расходов на развитие этой сферы. Разным субъектам причитается разный размер финансирования. Так, самая большая сумма в 402,897 миллиона рублей перечислена Якутии, самая скромная — в 15,530 миллиона рублей — Пермскому краю.
Одно из главных требований Правительства к тем субъектам, которые получат деньги — построить или реконструировать по одной вертолетной площадке при больницах. Эти работы, предположительно, должны вестись в партнёрстве с частным бизнесом, а завершены они должны быть к 30 ноября 2017 года. И с этим проблем пока что не наблюдается. Сложности возникли совсем в другой сфере. «Мы рассчитывали, что врачи начнут летать на новых воздушных судах, оборудованных современным медицинским модулем, и им не придётся использовать технику с 20-25 летним сроком эксплуатации, в которой врачи ещё должны приспособить салон к оказанию медпомощи, — рассказала на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья директор департамента экстренной медпомощи и экспертной деятельности Минздрава Оксана Гусева. — Но когда мы получили график поставки новых воздушных судов, поняли, что проект находится в высокой рисковой зоне, и выполнить целевые показатели по нему не сможем».
В результате, по её словам, было принято решение указанное ограничение снять, «и использовать тот парк, который в регионах для оказания экстренной медпомощи уже есть».
Депутатов такое сообщение ожидаемо насторожило. «Для реализации проекта необходимо поддерживать постоянный контакт, — призвал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. — Забота о здоровье наших граждан — это не только задача Минздрава, это задача нас всех. И мы готовы в случае необходимости обратиться в Росавиацию или Минтранс».
Депутаты усилят контроль за реализацией проекта
Санитарная авиация в России имеет давнюю историю. Первые санитарные разновидности самолётов проектировались и строились ещё в 1930 году. Однако пик развития этого вида медпомощи пришёлся на вторую половину XX века. В это время вертолёты перестали быть редкостью, а значит появилась возможность посадки воздушного судна там, где ранее это не представлялось возможным — к примеру, на площадке у больничного корпуса. К 1968 году в СССР самолёты и вертолёты были приписаны уже к 164 больницам. Медикам были предоставлены самолёты Ан-2, Ан-28, Л-410, Ту-104, вертолёты Ми-2. Тем не менее, полноценного развития в стране отрасль так и не получила. И во многих субъектах по-прежнему отсутствует как полная инфраструктура для её использования, так и финансовые средства на эксплуатацию и содержание летательных аппаратов.
Исправить ситуацию должен был приоритетный проект под названием «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». Однако, как оказалось, даже в него попали не все субъекта, которые на это претендовали. Так, по словам члена Комитета Госдумы по охране здоровья Александра Петрова, «за бортом» осталась Свердловская область. Причём, несмотря на то, что власти региона неоднократно заявляли о том, что развитие санитарной авиации в области необходимо, и они готовы принять участие в этом проекте. «Протяженность области с севера на юг более 600 километров. Больше того, через неё проходит тяжелейшая трасса на Ханты-Мансийск, — рассказал депутат. — Пострадавших в авариях на этой трассе приходится везти в больницы за сотни километров, для этого региону необходима санитарная авиация, власти субъекта заявляли об этом, но услышаны не были».
Член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный попросил Минздрав регулярно предоставлять в комитет планы и итоги реализации этого проекта. Тем более, что проект может быть продлён до 2025 года. (Действующая редакция проекта предполагает, что с 2020 года регионы будут финансировать эту сферу самостоятельно — прим. Ред.) «Мы вышли с инициативой продлить этот проект до 2025 года. Это предложение поддержала вице-премьер Ольга Голодец, в настоящее время оно находится в проектном портфеле Правительства», — сказала Оксана Гусева.