Власть хотят защитить от спама
Петербургские депутаты предлагают фильтровать электронные обращения через госуслуги
Пришло время пропускать электронные обращения от граждан в различные органы власти и ведомства через авторизацию на портале госуслуг. Этот сервис уже достаточно развит для этого. В этом уверены депутаты петербургского Заксобрания, которые хотят изменить 59-й федеральный закон. По мнению парламентариев, это сократит нагрузку на ведомства, вынужденные нанимать отдельных сотрудников для ответов на письма. И если бы речь шла только настоящих жалобах и запросах. Но большинство из приходящих писем — спам «под копирку».
Путь через портал
Петербургские депутаты Денис Четырбок и Дмитрий Панов разработали инициативу об изменении самого популярного у жалобщиков Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, который появился в нашей стране в 2006 году. Парламентарии уверены, что его пора усовершенствовать с учетом современных реалий и сделать процедуру жалоб и запросов от граждан в различные ведомства более цивилизованной. Работу с обычными бумажными обращениями при этом депутаты менять не намерены, подкорректировать предлагают только подачу писем по электронной почте.
Авторы инициативы хотят дополнить статью 7 закона новым пунктом: «Обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа направляется гражданином посредством заполнения специальной формы для подачи обращений на официальном сайте указанных органов власти в сети Интернет после прохождения идентификации и аутентификации гражданина с использованием ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации. — Прим. ред.)», то есть портала госуслуг.
Неравные условия
Сегодня в законе указано, что обращения в виде электронного документа должны содержать фамилию, имя, отчество при наличии, адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ. Но на практике это приводит к массовой веерной рассылке писем с недостоверными данными. А отвечать на них все равно необходимо в 30-дневный срок. Кроме того, веерная рассылка порой становится инструментом политической борьбы и давления. И в ней теряются даже те анонимные обращения, которые нельзя назвать спамом, просто у желания скрыть свою личность могут причины, связанные с вопросами безопасности.
Парламентарии отмечают, при этом действующая редакция закона не устанавливает каких-либо требований, позволяющих определить, что обращение отправлено именно тем гражданином, чьи данные указаны. Этот пробел создает предпосылки для злоупотребления. Часто один и тот же человек несколько раз шлет письма на одну и ту же тему независимо от реальной компетенции ведомства. Продвинутые пользователи делают веерную рассылку одного и того же обращения в сотни инстанций, а порой используют и технологии, которые обходят системы защиты от спама. А бывает, что кто-то отправляет письма от имени другого человека, который может быть даже не в курсе этого. И получают официальные ответы, которые содержат сведения, касающиеся частной жизни других людей, персональные данные, врачебную или банковскую тайну.
Авторы инициативы также обратили внимание, что если на бумажное прошение без имени и адреса ответ можно не давать, то поступать так же с электронными анонимками федеральные нормы не позволяют.
Депутат Дмитрий Панов считает, что идентификация через госуслуги не будет ущемлять интересы граждан, но при этом поможет в работе: «Мы консультировались с разными ведомствами. Оказалось, что участковые уполномоченные, например, 70 процентов своего рабочего времени тратят на составление ответов. А в районных администрациях выделяют по два сотрудника, которые только этим и занимаются. Это просто катастрофическая ситуация».
Его коллега Денис Четырбок напомнил, что при нарушении сроков ответа заявители сразу жалуются в прокуратуру, откуда приходят представления: «В предыдущих созывах парламента у нас бывало, что приходилось помощников привлекать к дисциплинарной ответственности просто потому, что они не успевали ответить на весь объем поступивших обращений».
Аргументируя необходимость корректировки федерального закона, Четырбок сообщил, что предварительно запросил сведения о числе зарегистрированных петербуржцев на портале госуслуг. По его словам, периоды ковидных ограничений, когда многие пособия и выплаты назначались через ЕСИА, серьезно увеличили число пользователей системы: «Притом что в городе живет около 5,5 миллиона человек, в системе зарегистрировано 5,3 миллиона аккаунтов жителей нашего города. 3,7 миллиона аккаунтов являются подтвержденными. То есть эти люди дошли до МФЦ и подтвердили свой личный кабинет, предъявив паспорт и СНИЛС. Большая часть активных пользователей — это миллион аккаунтов — петербуржцы от 26 до 45 лет. Но и тех, кто старше 65 лет, больше сотни тысяч».
В апреле 2022 года глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что ежедневно в России порталом госуслуг пользуются 9,5 миллиона человек. А всего в системе зарегистрированы почти 96,5 миллиона аккаунтов. Выступая на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, он заявил, что среди россиян от 15 до 70 лет уже 9 из 10 человек присутствуют на портале.
Без ущерба интересам людей
Федеральные коллеги к инициативе петербуржцев отнеслись положительно, но настороженно. Как отметил глава Комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко, инициатива заслуживает внимания, но все кроется в деталях: «Все зависит от формулировок текста законопроекта. Его нужно будет изучать, чтобы не возникло противоречий с другими положениями 59-го ФЗ. И не были ограничены права граждан. С одной стороны, сокращение веерной анонимной рассылки писем — это хорошо. Но надо понимать, что у людей иногда есть объективные причины скрывать свое авторство». Сенатор сообщил, что в верхнюю палату парламента ежегодно поступает несколько тысяч обращений в год.
Читайте также:
• Как попасть на прием к депутату • Граждане могут обращаться в Совет Федерации на разных языках
Депутат Госдумы Михаил Романов также оценил идею как заслуживающую внимания: «С учетом того что формат обычных письменных обращений предлагается не корректировать, инициатива может быть рассмотрена. В конце концов, многие ведомства уже перешли на работу через портал госуслуг. Но на законопроект нужно получить заключение федерального Правительства. Кроме того, надо запросить мнение других структур, которые наиболее часто сталкиваются с обращениями граждан: органов МВД, прокуратуры, различных ведомств. Задача же не ограничить возможности граждан, а усовершенствовать систему работы в интересах людей».
Кстати, многие ведомства с учетом накопленного опыта уже модернизировали работу с обращениями. В Госдуме разработана система обработки писем. В Совфеде тоже оптимизировали процесс: 17 февраля 2022 года палата утвердила новый вариант Инструкции по работе с обращениями граждан. По нему, например, идентичные обращения от нескольких граждан могут быть объединены, и ответ на них опубликован на сайте. Ответ не дается на обращения с текстом, не имеющим смысла. И указано, что таким считают текст, не относящийся к предложениям, заявлениям, жалобам, откликам, запросам и не имеющий понятного, вразумительного содержания. Анонимные обращения не рассматриваются, за исключением случаев, когда в них содержится информация о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии. Плюс есть положения, которые позволяют отсеивать спам.
Ещё материалы: Павел Романов, Вячеслав Тимченко, Максут Шадаев