Владимир Ресин признался «Парламентской газете», что мечтал строить метро
Первые станции московской подземки открылись ровно 85 лет назад
Открытию первой очереди московского метрополитена из 13 станций, которое состоялось 15 мая 1935 года, предшествовали три с лишним десятилетия обсуждений и всего три с половиной года строительства. Профессия метростроевца за короткое время превратилась из непривлекательной в сверхпрестижную. Депутат Госдумы и экс-глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин признался «Парламентской газете», что сам мечтал попасть в метрострой.
Как в Париже, Лондоне, Берлине, но лучше
Первые проекты внеуличного транспорта стали появляться в Москве ещё с начала XX века. Самый известный из них, с эстакадными линиями и центральным вокзалом у Красной площади, в 1902 году представили инженеры Пётр Балинский и Евгений Кнорре. Но тогда все варианты отвергались московскими властями, потому что предполагали частную конкуренцию трамваю, который город с большим трудом выкупил у бельгийской компании.
После октябрьских событий 1917 года численность населения Москвы поначалу упала, но вскоре начала резко расти, на улицах образовывались трамвайные заторы. Уже в 1923-м при коммунальном тресте «Московские городские железные дороги» создали подотдел «Метрополитен», в котором поначалу был всего один сотрудник — Константин Мышенков. Именно этот инженер быстро собрал команду специалистов, одним из которых был Семён Розанов — участник проектирования линий метро в Париже. Проект МГЖД во многом и использовал парижский опыт с неглубоким заложением тоннелей, сводчатыми станциями с боковыми платформами.
Проектировщики внимательно ознакомились и с тем, как прокладывали метро в Лондоне (щитами на большой глубине) и Берлине (вырывая котлованы и перекрывая их потом металлическими балками). В 1930 году, вскоре после того, как результаты семилетней работы были опубликованы, шестеро сотрудников подотдела были арестованы, обвинены в саботаже и приговорены к 10-летнему заключению. Среди обвинений были и зарубежные командировки…
В декабре 1931 года под руководством Павла Ротерта стартовало строительство первой линии метро от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением к «Смоленской», сейчас это части Сокольнической и Филёвской линий. А в январе 1932-го освободили Мышенкова и Розанова — опытных инженеров очень не хватало. Первое в нашей стране метро построили всего за 3,5 года, несмотря на крайнюю нехватку механизированных инструментов и тяжёлые условия проходки. Оказалось, что грунты в столице очень неоднородные, а порой и коварные — один плывун, смесь песка и воды, чего стоит. Пришлось комбинировать все зарубежные способы, к которым добавился свой, московский. Так, неглубокие тоннели Арбатского радиуса проложили, не разрывая оживлённую улицу, а под окрестными дворами.
Метростроевцы — это почётно
«Самые первые метростроевцы — это шахтёры из Донбасса. Их специально привезли в Москву — как мастеров по подземной проходке. Тяжелейшая была работа», — рассказывает депутат Госдумы, экс-глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Он вспоминает замечание своего отца Иосифа Ресина, который в 1935 году занимал ответственный пост в Минске, а с 1938 года работал в Москве.
«Поначалу, когда строились первые станции метро, у москвичей это вызывало раздражение: туда уходили огромные деньги и на работы были привлечены тысячи комсомольцев со всего Советского Союза. К началу 1935 года их число составляло 19 тысяч. Представьте себе, что население Москвы тогда было чуть больше 3,6 миллиона человек. Наверное, понятие «понаехали» пошло как раз оттуда», — улыбается Ресин.
Когда народ распробовал новый вид транспорта… настроение поменялось. И гордость за Москву и страну переполняла, и новая достопримечательность появилась, на которую со всех концов приезжали посмотреть
В Москву семья перебралась в 1939-м, уже после открытия третьего, Горьковского радиуса в сторону «Сокола».
«Когда народ распробовал новый вид транспорта, а ведь каждая станция метро была произведением искусства, то и настроение поменялось, — продолжил Владимир Иосифович. — И гордость за Москву и страну переполняла, и новая достопримечательность появилась, на которую со всех концов приезжали посмотреть. А профессия метростроевца превратилась из ругательства в престижную».
Ресин признаётся, что когда учился в Горном институте, то мечтал работать на объектах метро: «Увы, не попал, очень трудно было туда устроиться. И уехал я по распределению на Украину горным мастером. Только в 1964 году смог вернуться в Москву и начал работу в строительстве».
В Москву он вернулся специалистом, уже имеющим опыт и горного дела, и строительства, работал везде, где развивалась Москва. В том числе — на спецобъектах.
«Хотя по диплому я — горный инженер-экономист, но судьба так распорядилась, что вместо добычи угля пришлось бурить скважины, замораживать грунт фундаментов, проходить щитом тоннели инженерных сооружений, — объясняет депутат. — Помню, как надев непромокаемые сапоги, комбинезон и каску, я спустился под землю в шахту строящейся Калужской линии. Это была станция «Октябрьская»-радиальная. Мы занимались водопонижением, замораживанием плывунов. То есть давали фронт работ метростроевцам, прокладывавшим глубоко под землей транспортные тоннели. Они тогда спешно тянули их на Юго-Запад, в Черёмушки, где возводились новые жилые кварталы».
Уже в должности первого зампреда мэра Москвы в 2010-2011 годах он руководил штабом по вопросам метростроя.
«Сейчас у города есть технические возможности, которых мы десять-двадцать лет назад не могли себе ни представить, ни позволить. Команда Сергея Собянина не только сохранила всё то, что было до них, но и во многих направлениях резко подняла планку вверх. В первую очередь это как раз метро», — считает Владимир Ресин.
Ещё материалы: Владимир Ресин