Весь год под светом рампы

2019-й будет Годом театра

31.12.2018 10:00

Автор: Андрей Петров

Весь год под светом рампы
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Указом президента Владимира Путина 2019-й стал Годом театра. Его цель — способствовать сохранению и популяризации лучших отечественных театральных традиций и достижений. А ещё — сделать доступнее лучшие образцы сценического искусства для жителей разных городов, совершенствовать организацию театрального дела и привлечь внимание к вопросам театрального образования.

Запланировано много всего. В январе начнётся Всероссийский театральный марафон — он стартует во Владивостоке, охватит всю Россию и завершится в ноябре в Калининграде. Театры будут отправляться на гастроли и показывать свои лучшие спектакли. Пройдёт 25-й фестиваль «Золотая маска», ХIV Международный театральный фестиваль имени Чехова, в Когалыме откроется сцена Малого театра, состоится Летний фестиваль губернских театров, фестиваль театров малых городов России, фестиваль-конкурс любительских театров. Должна быть издана «Театральная энциклопедия России». Будет множество мастер-классов, встреч и семинаров с ведущими актёрами и режиссёрами, конкурсов, направленных на поддержку современной драматургии и молодой режиссуры.

Оргкомитет по проведению Года театра возглавила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, в него вошли представители органов власти, Союза театральных деятелей РФ, руководители крупнейших российских театров.

Старейшему театру России — почти две с половиной тысячи лет
Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин признался, что вместе с коллегами выступал с инициативой провести такой год, начиная с 2011-го, и теперь он по-настоящему счастлив. Но проблем, о которых надо заявлять в полный голос, Калягин видит немало. Очень много в России театров, нуждающихся в реконструкции, и надо составить список тех, что подлежат ремонту в первую очередь. В региональных театрах низкая зарплата. У большинства театров нет служебного жилья и они не могут приглашать к себе талантливых артистов, режиссёров, художников из других городов. Сокращаются бюджетные места в театральных вузах. Нуждаются в поддержке русские труппы в странах СНГ, Балтии, в Грузии.

«Отечественный театр всегда был гордостью России, вот уже третий век русским театром восхищается весь мир, — сказал Александр Калягин. — И мы должны сохранить своё место в мировом театральном процессе, при этом не теряя своей идентичности».

Несмотря на все проблемы, в театр люди продолжают ходить — количество гастролей за последние два года выросло на 20 процентов. А за три года количество денег, вырученных от продажи билетов, выросло на 70 процентов.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова занимается реализацией проекта «Единой России» «Культура малой родины», у которого есть и театральная составляющая. Проект помогает театрам малых городов и детским театрам. В нём участвуют 143 коллектива. Им оказывается финансовая помощь, и это серьёзные деньги.

«В прошлом году театры получили 670 миллионов рублей — 430 миллионов на материально-техническую базу и 240 на творческую часть. Детским театрам было выделено 300 миллионов — 220 на обновление материально-технической базы и 80 на гастрольную деятельность, а сейчас сумма помощи выросла до миллиарда, — рассказала Ольга Казакова «Парламентской газете». — Это позволяет изготавливать современные декорации, покупать новое звуковое и световое оборудование, ремонтировать здания. И ставить больше спектаклей, причём на качественно ином уровне. Ведь если в малом городе идут всего две-три постановки, то у них рано или поздно не останется зрителей. Это ведь не курортные города, где поток туристов. А в обычном городе человек посмотрит спектакль один раз, ну два, ну, может быть, три, если какие-то актёры ему очень нравятся, но не больше. И театры могут ставить спектакли по произведениям выдающихся современников. Например, недавно пятигорский театр купил оперу Алексея Рыбникова».

«В прошлом году театры получили 670 миллионов рублей — 430 миллионов на материально-техническую базу и 240 на творческую часть.

Деньги для реализации проекта закладываются в бюджете. «Культуре малой родины» помогают известные артисты. Например, Александр Калягин, член Общественного совета проекта, который, по словам Казаковой, очень глубоко вник в региональные проблемы. А детскую часть курирует Сергей Безруков.

Ольга Казакова говорит, что в «культурном» комитете с нетерпением ждут рассмотрения закона о культуре. Надо принимать и закон о противодействии билетной мафии. Он должен защитить зрителей, которых обманывают спекулянты, и театральные коллективы, теряющие деньги из-за того, что непроданные билеты перекупщики возвращают в кассы. «Но важно, чтобы не сократилось количество билетов, не пострадали их распространители, — считает депутат. — Этот закон готовится к первому чтению. И очень важна помощь пожилым заслуженным артистам. Многие думают, что они богаты, ведь очень известны. На самом деле они часто живут бедно, нуждаются в медицинской помощи. Среди них немало одиноких людей, не создавших семьи иногда потому, что всю жизнь отдавали служению театру. Слава богу, стали появляться фонды, которые занимаются уходом за такими артистами, собирают для них деньги».

Из своих последних театральных впечатлений Казакова выделила спектакль «Игроки» с Олегом Меньшиковым: «Как он тонко играл! И помогал всем партнёрам раскрыться, не затмевал их своей звёздностью. Очень понравился и спектакль Сергея Безрукова «Остров сокровищ». В нём отлично соединены детский юмор и взрослый юмор. Я видела, как маленьких детей полностью захватывало действо».

Наталия Пилюс: Использовать мат в театральных постановках недопустимо
А другой заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Наталия Пилюс рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» о том, что в стране предусмотрено создание 15 центров повышения квалификации театральных деятелей. За счёт средств гранта Президента России, выделенного Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, 20 человек получают второе высшее образование по театральной специальности. «Наши вузы, которые являются известными во всём мире, должны подготовить дополнительные предложения по привлечению российских и иностранных студентов, по позиционированию образовательных курсов, по проведению мастер-классов», — подчеркнула Наталия Пилюс. Волнует её и проблема заочного обучения в вузах — наметилась тенденция сокращения заочных мест.

«А мы понимаем, что на огромной территории нашей страны очень важно для освоения ряда профессий обеспечить возможность заочного образования. И я очень надеюсь, что Министерство образования и Министерство просвещения смогут решить этот вопрос», — отметила депутат.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3942