Как «геликоптер» превратился в «вертолет»
90 лет назад, 8 февраля 1929 года в русском языке появилось новое слово — «вертолёт». Так авиаконструктор Николай Ильич Камов окрестил летательный аппарат Каскр-1 «Красный инженер». Название «каскр» изобретатель получил от слияния фамилий авторов проекта — Камов и Скржинский.
Первое упоминание нового слова в официальных документах зафиксировано в Протоколе заседания Технической Комиссии Центрального Совета ОСОАВИАХИМа, датированном 8 февраля 1929 года. То, что мы сейчас привычно называем «вертолётом», раньше в России называли французским термином «геликоптер» (фр. hélicoptère).
Создание же нового слова «вертолет» было обусловлено тем, что изобретение Камова больше принадлежало по своим техническим характеристикам к другому типу аппаратов, которые назывались «автожирами». Как и вертолёт Камова, автожиры способны вертикально взлетать за счёт несущего винта, который вращается под действием аэродинамических сил в режиме авторотации. При этом отличительной особенностью автожира является наличие пропеллера, который придаёт ему горизонтальную скорость, как, например, это было у самых первых самолётов.
Скорее всего слово «вертолёт» было создано по подобию французского gyroplane, так же как по аналогии с aéroplane было придумано слово «самолёт». То есть первая часть слова «верт» (от слова «вертеть») соответствует французскому gyro-, восходящему ко греческому γῦρος.
Однако слово «вертолет», хоть и впервые было использовано Камовым для собственного изобретения, в обиход в русском языке вошло позже. Как ни странно, произошло это благодаря американскому производителю вертолетов «Vertol». Ведь продукцию именно этой компании приобрела советская делегация в 1959 году — образцы Sikorsky S-58 и Vertol V-44. И уже на основе этих летательных аппаратов Михаил Миль разработал первые советские серийные «вертолеты».
История появления вертолетов
Первые разработки аппаратов вертикального взлета, похожие на вертолет (или — геликоптер), датированы 400 годом н. э. в Китае — это была игрушка, представляющая собой палку с перьями на конце в виде винта. Раскручиваешь палку и игрушка взлетает вверх. Такие игрушки производятся и по сей день.
Аппарат вертикального взлета пытался создать и М. Ломоносов, однако он не предполагал использовать его для пилотируемых полетов, а лишь для метеорологических исследований.
Первый же вариант автожира разработал француз д`Амекур в 1853-1860 годах и назвал его «аэронеф». Аппарат д`Амекура работал при помощи паровой машины.
Первый же вертикальный полет на аппарате с бензиновым двигателем совершили Луи и Жак Бреге в 1907 году, поднявшись на высоту 1525 см. В том же году еще один француз Поль Корню поднялся в воздух на изобретенной им машине, похожей на геликоптер. К чести этого изобретателя следует сказать, что Корню пытался сделать свой аппарат управляемым.
Но первый устойчивый вертолет появился только в 1922 году. Автором его являлся русский изобретатель Георгий Ботезат, эмигрировавший в США. Свое изобретение он создал по заказу армии США и ему удалось подняться на высоту 5-ти метров с грузом и провести в воздухе несколько минут. Именно с этого полета принято отсчитывать начало эпохи вертолетов.