«Вайгач» и «Таймыр» впервые прошли сквозным рейдом по Северному морскому пути
103 года назад впервые в истории мореплавания сквозным рейдом пройден путь из Владивостока в Архангельск
16 сентября 1915 года в Архангельске завершилось первое в истории мирового мореплавания сквозное плавание Северным морским путём.
Экспедиция произвела многочисленные наблюдения над господствующими ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи ряда мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь начальника экспедиции Бориса Вилькицкого.
В 1914 году перед гидрографической экспедицией Бориса Андреевича Вилькицкого была поставлена задача совершить переход Северным морским путём с востока на запад с одновременным выполнением научных исследований. Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» вышли из Владивостока 7 июля 1914 года.
Переход проходил в сложных гидрометеорологических, навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра. Под руководством Вилькицкого моряки и специалисты-гидрографы продолжали вести исследовательские работы.
Впервые в истории экспедиция пыталась применить в Арктике самолёт, который, однако, вышел из строя в первом же испытательном полёте. Освободившись из ледового плена, гидрографические суда продолжили движение на Запад и 16 сентября 1915 года прибыли в Архангельск. Так завершился первый в истории мореплавания сквозной рейд в западном направлении по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.