Василий Пискарев: Неприятие коррупции надо воспитывать со школы
Девятого декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, обязывающая подписавшие ее государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов…
Как идет борьба с коррупцией в России и надо ли ужесточать антикоррупционное законодательство, рассказал нашему изданию председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
- Более 23 тысяч коррупционных правонарушений выявили прокуроры в госучреждениях России в первом полугодии 2019 года, за весь 2018 год таких фактов было почти 29 тысяч, говорится в материалах Генпрокуратуры РФ, представленных в рамках Восточного экономического форума. Принимается немало антикоррупционных мер, однако победить это зло не удается. Почему так происходит?
- Действительно, в материалах Генеральной прокуратуры на Восточном экономическом форуме приводились такие впечатляющие цифры. Но, на мой взгляд, они свидетельствуют не столько о всплеске коррупционных преступлений, сколько в первую очередь о том, что борьба с коррупцией приняла в нашей стране системный характер и выявлять таких преступлений стали больше.
Достаточно сказать, что мы существенно модернизировали антикоррупционное законодательство. В последние десять лет принято свыше ста нормативно-правовых актов в этой сфере и половина из них — федеральные законы.
Но дело, конечно, не в их количестве, а в качестве. И здесь хочу отметить, что наши антикоррупционные законы по сравнению с аналогичными в других странах — одни из самых совершенных.
В чем это выражается? Во-первых, мы распространили требование предоставлять ежегодный отчет перед государством о своих счетах и имуществе, о доходах и расходах не только на чиновников, но и на членов их семей. Такие же нормы законодательства сегодня действуют и в отношении работников госкорпораций, внебюджетных фондов и публично-правовых организаций, создаваемых для выполнения государственных задач. Замечу, немного найдется стран, где антикоррупционное законодательство охватывало бы такой широкий круг подотчетных лиц, а тем более членов их семей.
И если вновь обратиться к статистике Генеральной прокуратуры, то можно увидеть, что более строгие требования, предъявляемые к госслужащим и тем, кто работает в интересах государства, помогают выявить и больше правонарушений.
В частности, примерно треть выявленных нарушений законодательства в сфере борьбы с коррупцией связана с неисполнением госслужащими установленных обязанностей, запретов и ограничений, включая предоставление достоверных сведений о доходах и расходах. В 2018 году за грубые нарушения антикоррупционного законодательства были уволены 1,3 тысячи чиновников. Более 7 тысяч граждан, должностных и юридических лиц были оштрафованы на сумму свыше 900 миллионов рублей.
За год свыше 500 миллионов рублей составили иски в суды с требованием изъятия имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, и его обращения в казну. Если же посмотреть период с 2016 года, то за это время удовлетворены иски об обращении имущества в доход государства на сумму свыше 11,5 миллиарда рублей.
- Конфискованные у коррупционеров имущество и средства обращают в доход государства. Как оно распоряжается этими деньгами?
- Этим деньгам найдено хорошее применение. По инициативе большой группы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации принят и с 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон №351-ФЗ, в соответствии с которым денежные средства, конфискованные в рамках борьбы с коррупцией, а также средства, полученные в результате реализации конфискованного имущества коррупционеров, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и направляются на выплату страховых пенсий. Я думаю, это самое справедливое применение для таких денег, которое можно было бы придумать.
- В Генеральной прокуратуре летом были подведены итоги масштабного социологического опроса, в котором приняли участие более 38 тысяч граждан. Несмотря на то что 80 процентов респондентов одобряют государственную антикоррупционную политику, уровень коррупции во всех сферах жизни они оценили как высокий и выше среднего. Почему россияне не замечают успехов в этой сфере?
- Думаю, что в социологических опросах успехи в этой сфере найдут полноценное отражение тогда, когда люди перестанут сталкиваться в повседневной жизни с проявлениями бытовой коррупции. Не секрет, едва ли не каждому в нашей стране хотя бы раз, но приходилось «дарить подарки» или иным образом выражать «благодарность» при получении услуг в сфере образования и здравоохранения, при оформлении различных справок и так далее.
Урегулировать отношения в таких ситуациях должен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», разработанный и внесенный в Госдуму Правительством России.
Сложность в том, чтобы принять действительно работающие нормы. И в этой части еще предстоит изучить накопленный в России и зарубежный опыт и поработать над точностью формулировок.
- По мнению многих экспертов, в России самое быстроразвивающееся антикоррупционное законодательство по сравнению с большинством государств. И вы в нашей беседе это подтвердили. Не считаете ли вы, что сегодня необходимо ужесточать уголовную ответственность за коррупционные преступления?
- Уголовная ответственность за коррупционные преступления в России ужесточалась не раз. И сейчас за взяточничество Уголовным кодексом РФ предусмотрены в зависимости от размеров содеянного и многократно превышающие взятку и штрафы, и лишение свободы сроком до 15 лет.
Можем вспомнить давнюю историю России — за мздоимство в Средние века и кнутом секли, и на дыбу вздергивали, и даже в кипятке варили, но авантюрные личности, готовые рискнуть в надежде на необязательность исполнения законов, находились всегда.
Действенность наказания, на мой взгляд, в данном случае заключается не столько в суровости наказания, сколько в его неотвратимости. Каждый совершивший коррупционное преступление должен понимать, что рано или поздно, но ответить по всей строгости придется.
Возвращаясь к разговору о том, что россияне не замечают успехов в борьбе с коррупцией, приведу один пример. Недавнее решение Конституционного суда РФ в отношении конфискованных у коррупционеров средств и собственности прошло практически незамеченным. Но я думаю, тех, кто не может подтвердить законное приобретение имеющихся у них баснословных средств, недвижимости, люксовых автомобилей, заставило вздрогнуть.
Что же произошло? Конституционный суд отклонил жалобы родственников осужденного за взяточничество бывшего полковника МВД Захарченко и некоторых других связанных с ним лиц, оспаривавших законность конфискации у них имущества, доказательства приобретения которого на собственные денежные средства они не смогли представить.
Скажу прямо: такой вектор развития антикоррупционного законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о стремлении государства бороться не только с частными случаями коррупции. В первую очередь важно максимально сузить возможности для легализации преступных доходов и сделать так, чтобы репутационные риски перевешивали ту несомненную выгоду, которую может извлечь чиновник, нарушая закон.
И последние конфискации, законность которых подтвердил Конституционный суд РФ, показали, что спрятать неправедные доходы и имущество, распределив их по родственникам и друзьям, уже не удастся. Это важный сигнал для тех, кто надеется, что называется, проскочить. Лазейка закрылась.
- В каком направлении думский Комитет по безопасности и противодействию коррупции ведет работу над совершенствованием антикоррупционного законодательства?
- В последнее время больше внимания мы уделяем не ужесточению карательных норм, а превентивной составляющей антикоррупционной работы. Речь идет о внедрении в российское законодательство таких передовых институтов, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов, контроль за доходами и расходами чиновников, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Недавно мы расширили возможности по контролю за соблюдением госслужащими запрета открывать счета и хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках за пределами России. Генеральная прокуратура получила официальные полномочия при проведении проверок взаимодействовать с компетентными органами иностранных государств и запрашивать необходимую информацию. По запросу Генпрокуратуры обращаться к иностранным банковским регуляторам за информацией о соблюдении госслужащими антикоррупционных ограничений и запретов сможет также и Центробанк.
Эти нормы имеют не только важное практическое значение, но и являются профилактической мерой. У тех, кто нечист на руку, остается меньше шансов скрыть неправедно нажитые доходы.
Кроме того, законодательно определен порядок отчуждения имеющихся у чиновников иностранных финансовых инструментов. В соответствии с ним госслужащим и иным лицам, кому запрещено иметь зарубежные активы и счета, дается возможность в течение полугода закрыть вклады, полученные по наследству.
Я убежден, что было бы своевременным ввести в процесс среднего образования такой предмет, как основы антикоррупционной политики, а в высших учебных заведениях страны новую дисциплину — антикоррупционное право.
В первом чтении принят проект закона, который устранит возможность создавать искусственные препятствия при проведении антикоррупционных проверок. В частности, в срок, отведенный для проверки коррупционного правонарушения, теперь не будут включаться периоды временной нетрудоспособности, отпуска или командировки, а также время производства по уголовному делу. Поэтому уходить после начала антикоррупционной проверки в отпуск, на больничный, уезжать в командировку, пытаясь уйти от наказания за совершенные правонарушения за истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности, чиновникам теперь будет просто бесполезно.- Сейчас много говорится о необходимости формирования антикоррупционного правосознания в обществе, причем этот процесс должен начинаться еще в школе. Стоит ли вводить соответствующие уроки для школьников по аналогии, к примеру, с уроками по информационной безопасности?
- Я думаю, что да. И действовать нужно шире, подключая различные уровни образования. Неприятие нарушений закона должно воспитываться и в школах, и в высших учебных заведениях, и, конечно, на работе, и в семье. В общественное сознание необходимо внедрить устойчивые установки на отторжение коррупции как крайне негативного явления, разлагающего устои государственности.
Ведь зачастую порождению этого явления способствуют даже не сами коррупционеры, а граждане, желающие решить проблему за взятку. Об этом, кстати, говорит и судебная статистика: количество осужденных за дачу взятки у нас почти вдвое превышает число лиц, ее получивших.
Комплексное формирование антикоррупционного правосознания — базовый элемент антикоррупционной политики, определенный Национальным планом противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Внесенный в начале октября в Государственную Думу проект поправок в статью 76 Федерального закона «Об образовании в РФ» - первый шаг в этом направлении. Законопроектом предусмотрено создание типовых дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики.
Знаете, я убежден, что было бы своевременным пойти дальше и ввести в процесс среднего образования такой предмет, как основы антикоррупционной политики, а в высших учебных заведениях страны новую дисциплину — антикоррупционное право. Чрезвычайно важно воспитать в нашем обществе нетерпимость к коррупционному поведению. Если удастся сформировать такие моральные принципы у наших граждан с юных лет, они обязательно станут опорой для исполнения тех законов, которые мы сегодня принимаем.