В вузах будут учить на микробиологов, социотехнологов и корабельщиков
В Минобрнауки определились, какие специалисты будут нужны экономике страны после 2024 года
«Медицинская микробиология», «Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности» — профессионалы в этих областях нужны стране, уверены в Министерстве образования и науки. Оно утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры ассистентуры-стажировки. Приказ об этом опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Новые перечни начнут действовать с 2024 года. Последний раз такие документы обновляли почти 10 лет назад, когда мир еще ничего не знал о коронавирусе, а холодная война, казалось, осталась в прошлом — объяснили необходимость появления списков эксперты, опрошенные «Парламентской газетой».
В ответ коронавирусу
Новые перечни повысят гибкость образовательных программ и будут отвечать потребностям экономики и рынка труда, считает министр науки и высшего образования Валерий Фальков. «Современный мир перешел на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Стремительно развиваются науки о жизни, робототехника и так далее», — привела слова министра пресс-служба Минобрнауки.
Например, в перечнях упомянуты новые области образования. Например, «Информационно-коммуникационные технологии», «Транспорт», «Социальная сфера и сфера услуг», «Образование и педагогические науки».
По оценкам Минобрнауки, новые специальности и направления подготовки составят 20 процентов в общем объеме. Так, появятся «Медицинская микробиология», «Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности», «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры».
«В последнее время огромные ресурсы были направлены на противодействие COVID-19, — объяснила «Парламентской газете» появление специальности «Медицинская микробиология» замминистра здравоохранения Татьяна Семенова. — Особое значение при этом приобрела подготовка кадров, обладающих комплексными знаниями и компетенциями в различных областях медицинской микробиологии».
А замминистра экономического развития Владислав Федулов объяснил увеличение числа специалистов в области искусственного интеллекта: именно об этом просило бизнес-сообщество, когда готовили федеральный проект «Искусственный интеллект», сказал он «Парламентской газете».
«В современных реалиях искусственный интеллект называют главной технологией, — отметил Федулов. — И без обеспечения должного кадрового потенциала развитие этой технологии будет невозможно».
Один диплом — две квалификации
С 2024 года студенты смогут получить не одну, а сразу две квалификации. Это станет возможным с введением укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Например, тот, кто учится по направлению «Биологические науки», после освоения базовой части программы сможет выбрать несколько профилей, например, биологию и почвоведение — и получить квалификации «Бакалавр биологии» и «Бакалавр почвоведения», объяснили в Минобрнауки.
«Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда», — привела слова Валерия Фалькова пресс-служба министерства.
При этом выпускнику выдадут один диплом о высшем образовании, но в нем укажут обе квалификации и перечень всех освоенных дисциплин.
С новыми перечнями проще станет и вузам, отметили в Минобрнауки. Укрупненные группы специальностей будут преподаваться по единому Федеральному государственному образовательному стандарту.
«Это означает снижение административной нагрузки и освобождение преподавателей от «бумажного рабства», — пояснили в ведомстве. Например, если укрупненное направление «Физико-математические науки» включает в себя семь направлений подготовки и специальностей, то сегодня это семь разных ФГОС. А с 2024 года останется только один.
В интересах работодателей
Министерство, безусловно, упростило работу вузов, считает ректор Крымского федерального университета имени Вернадского Андрей Фалалеев.
«Но сделано это не столько для университетов, сколько для студентов и работодателей, чтобы они понимали, что квалификация в дипломе выпускника соответствует потребностям, которые существуют на рынке», — сказал он «Парламентской газете».
Обновленные перечни полностью отражают направления развития современного высшего образования, согласен с коллегой и проректор МГУ, кандидат философских наук Станислав Бушев: «Новая модель позволит вузам совместно с обучающимися выстраивать их индивидуальную образовательную траекторию, быть архитекторами карьерной лестницы».
Читайте также:
• Борис Чернышов: Ни один договор с иностранным вузом не позволяет отчислять наших студентов из-за событий на Украине • Денис Майданов: Выдворяя наших артистов, они стреляют в ногу себе
При этом новая модель перечня учла традиционные принципы фундаментального образования и соблюдает логику преемственности между подготовкой студентов и научных кадров, отметил Бушев.
Например, в рамках одной группы специальностей сохранены история, археология, антропология, этнография, документоведение и архивоведение, обратил внимание ректор МГИМО Анатолий Торкунов: «Сегодня история, историческая правда, объективное освещение истории играют крайне важную роль. Это подтверждает решение Минобрнауки сохранить укрупненную группу специальностей и направлений подготовки «История и археология» в существующем сегодня виде».