В университетах и институтах будут учить по новым правилам
Пилотный проект по реформе вышки пройдет в шести вузах в 2023/24 и 2025/26 учебных годах
В России вводятся новые уровни высшего образования — базовое и специализированное, а также один уровень профессионального образования — аспирантура. Такой эксперимент с этого года запустят в шести российских вузах. Соответствующий указ 12 мая подписал президент. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Что изменится для студентов и преподавателей, разбиралась «Парламентская газета».
Аспирантура станет научнее и доступнее
Как следует из текста указа, реформа высшего образования в России нужна для «подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы».
Для этого в шести вузах страны — МАИ, МИСИС, МПГУ, Балтийском федеральном университете, Петербургском горном университете и Томском госуниверситете — уже с этого года введут два уровня высшего образования: базовое и специализированное, а также один уровень профессионального образования — аспирантура.
Как следует из текста указа, срок освоения программ базового высшего образования составит от четырех до шести лет, а программ магистратуры специализированного высшего образования — от одного года до трех лет, в зависимости от направления подготовки.
Новые уровни заменят действующие сейчас бакалавриат, специалитет и магистратуру. При этом бакалавриат и специалитет фактически войдут в базовый уровень высшего образования, а магистратура, ординатура и ассистентура — в специализированный уровень.
Как подчеркивается в указе, на обучающихся, которые в следующие учебные годы будут осваивать программы базового и специализированного высшего образования, а также аспирантуры, «распространяются все предусмотренные для студентов права и социальные гарантии».
При этом, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александра Мажуги, новая система вышки даже расширяет возможности выпускников специалитета: «Теперь они смогут поступать в магистратуру на бюджетные места, сегодня такой возможности нет».
«Кроме того, в указе есть явный посыл к тому, чтобы вернуть аспирантуре изначальное предназначение. Это написание научного труда, разработка нового научного принципа или технологии. Именно для этого и была задумана аспирантура еще в СССР», — сказал депутат «Парламентской газете».
Вместо Болонской системы, только лучше
Реализация положений, которые заложены в указе главы государства, находится в рамках развития Послания Президента РФ Федеральному Собранию, подчеркнул Мажуга. «Тогда Владимир Путин отметил, что система высшего образования будущего должна быть основана на опыте советской школы, а также опыте последних десятилетий», — сказал депутат.
Напомним, в 2003 году Россия присоединилась к Болонской системе высшего образования и перешла на систему «бакалавриат (4 года) — магистратура (2 года) — аспирантура (не менее 3 лет)».
«Необходимость трансформации системы высшего образования связана с выходом из Болонской системы высшего образования и разработкой уникальной, отечественной системы, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказала «Парламентской газете» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.
При этом она отметила, что Минобрнауки подошло к вопросу создания собственной образовательной системы очень внимательно: «Все мы прекрасно понимаем, что лучше сосредоточиться на качестве образования, на содержании программ, на преподавателях, а не на его форме».
Читайте также:
• Зачем нужны последипломные каникулы
На парламентском контроле Госдумы и Совфеда
Если эксперимент в шести ведущих вузах признают удачным, его распространят на всю Россию, надеется Александр Мажуга: «Уверен, что это позитивно отразится на всей системе высшего образования страны».
При этом, по мнению главы профильного Комитета Госдумы Сергея Кабышева, реализация пилотного проекта возлагает особую ответственность на вузы-участники, «которые должны добросовестно и заботливо подходить к работе со студентами, в понятной, доступной форме разъяснять все детали пилотного проекта, не допускать какого бы то ни было ухудшения их правового положения».
Депутат также подчеркнул, что в равной мере должны быть учтены и интересы преподавательского корпуса. За этим будет тщательно следить думский Комитет по науке и высшему образованию, сказал Кабышев «Парламентской газете»: «Мы будем осуществлять парламентский контроль над реализацией пилотного проекта».
Ещё материалы: Александр Мажуга , Людмила Скаковская, Сергей Кабышев