В трудовых книжках появится запись о дистанционной работе
С 1 сентября меняются правила оформления основного документа, подтверждающего трудовой стаж
Сведения в новые книжки можно будет вносить с помощью штампа, а заверять записи при увольнении работника его подписью больше не понадобится. Кроме того, в трудовых теперь учтут интересы тех, кто работает удалённо. Новый порядок ведения и хранения трудовых книжек и вкладышей к ним утверждён приказом Минтруда, который вступает в силу 1 сентября 2021 года.
Цифровые данные под двойной защитой
С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон о введении в России электронных трудовых книжек. Теперь работодатели вносят в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности работников в электронном виде. При этом бумажная книжка сохраняет силу и её можно использовать наравне с цифровой. По данным Минтруда, из 47 миллионов россиян, которые определились со способом ведения трудовой книжки, только шесть миллионов выбрали электронный формат. Остальные решили оставить привычные бумажные книжки.
«Многие россияне не спешат переходить на цифровые технологии. Ожёгшись один раз и потеряв данные о своей трудовой деятельности, они боятся, что это может повториться», — объяснила «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
Депутат напомнила, что как раз в цифровом формате сохранность всех данных обеспечена гораздо лучше, чем на бумаге. Опасности потерять стаж, как это было в 90-е годы, когда для его восстановления нужно было искать свидетелей, сейчас нет, заверила Бессараб. «Данные, которые содержатся в общей базе на портале «Работа в России», обеспечены как необходимой защитой, так и шифрованием. Открыть и уничтожить их совсем непросто», — подчеркнула парламентарий.
Вместо подписи — печать
С 1 сентября 2021 года заполнять и хранить бумажные трудовые книжки станут по новым правилам. Однако тем, кто предпочёл цифре «бумагу», не придётся переоформлять документы. Все ранее выданные трудовые, а также бланки и вкладыши остаются актуальными, отметили в кабмине. Приказ Минтруда касается только тех работников, кто получает дубликат в связи с утерей или порчей исходного документа.
Как следует из приказа, потерявший трудовую книжку должен обратиться по последнему месту работы, где ему обязаны оформить дубликат. Если гражданин решил поменять сферу деятельности, то заявление о выдаче новой книжки он пишет уже новому работодателю.
В новой трудовой книжке стало больше разделов. Так, для раздела «Сведения о работе» выделили 14 разворотов. В то же время количество страниц для информации о награждениях уменьшили — 7 вместо 10. Запись во всех разделах трудовых теперь производится только арабскими цифрами. Сведения о работнике разрешается вносить не только вручную чернилами чёрного, синего или фиолетового цвета, но и с использованием штампа или печати.
Теперь в документе будут отображать сведения о трудовой деятельности дистанционного работника. Для этого сотрудник на удалёнке должен предъявить трудовую книжку своему работодателю. Её не обязательно привозить лично, можно направить по почте заказным письмом с уведомлением.
Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, награждениях кадровики обязаны вносить не позднее 5 рабочих дней. Сейчас для этого им отводится неделя.
Приходно-расходные книги отменят
Информацию об увольнении работника, как и раньше, необходимо вписать в книжку в день прекращения трудовых отношений. Но теперь её не требуется заверять подписью увольняемого. По словам Светланы Бессараб, это новшество не ущемляет права работника. «Если человек не согласен с какой-либо записью в трудовой книжке, он может её оспорить. Как в порядке трудового спора, так и судебного», — уточнила депутат.
Читайте также:
• В трудовое законодательство внесут очередные изменения • Чем удобна электронная трудовая книжка • Какие документы перейдут в электронный вид
Запись о работе по совместительству будут вносить на «основной» работе на основании подтверждающих документов. Если такую запись понадобится сделать постфактум, когда человек уже не работает, то он вправе обратиться к работодателю, у которого трудился по совместительству.
С 1 сентября сотрудников не нужно будет знакомить с каждой вносимой в книжку записью под роспись в личной карточке. Сейчас все личные карточки и формуляры переведены и хранятся в едином цифровом формате, пояснила Бессараб. Но при этом каждый сотрудник имеет право обратиться к работодателю и получить заверенную бумажную копию локального акта, касающегося его трудовой деятельности.
Новые правила также отменяют приходно-расходные книги по учёту бланков трудовых книжек. Книги и журналы по учёту документов работодатель теперь будет разрабатывать самостоятельно. Они должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации или ИП, печатью организации. А вот скреплять их сургучной печатью или опломбировать уже не требуется.
С 2023 года, как обещают в Правительстве, гражданам будут выдавать бумажные трудовые книжки нового образца. Согласно постановлению Правительства, порядок их изготовления определит Минфин.
Ещё материалы: Светлана Бессараб