В Татарстане появятся полилингвальные школы
Концепция нового образовательного проекта одобрена на федеральном уровне
Шесть полилингвальных школ, где дети смогут в совершенстве изучить русский, татарский и английский языки, появится в Татарстане к 2022 году. Инициатором создания в республике образовательных комплексов нового типа стал государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. Проект реализуется совместными усилиями регионального Министерства образования и науки и Республиканского фонда «Возрождение».
Новая образовательная идеология
«Татарстанские дети должны быть конкурентоспособными на мировом уровне», — объясняет государственный советник важность полилингвального образования. Действительно, в современном мире без знания английского просто никуда. А в национальной республике нужна ещё возможность изучать и развивать родной язык.
На совещании в кабинете министров республики, посвящённом как раз вопросу создания полилингвальных школ, Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил: «Для нас важно, чтобы дети знали родные языки и как минимум один иностранный». И подчеркнул: проект получил поддержку Президента России Владимира Путина.
Кстати, уже известно, что одно из новых зданий школьного полилингвального комплекса будет строиться на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. На одной из строек в Казани в мае побывала министр просвещения России Ольга Васильева, также поддержавшая проект.
Путь к знаниям и согласию
Два полилингвальных комплекса создаются в Казани, по одному — в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге. Первый комплекс должен открыться уже в следующем учебном году на базе казанской школы №165. Причём 2020-й — дата не случайная, это год столетия образования Татарской АССР, так что, можно сказать, новая школа станет подарком татарстанским детям к этому событию.
Название у первого комплекса тоже достаточно символичное: «Адымнар — путь к знаниям и согласию». «Адымнар» в переводе с татарского — шаги, и первая школа должна стать первым шагом в новую образовательную реальность. Ну, и о согласии — полилингвальный образовательный проект, по словам Минтимера Шаймиева, будет основан на принципе взаимоуважения и поспособствует укреплению мира и согласия в республике.
Что касается 165-й школы, то здесь и до этого языковая подготовка была на хорошем уровне. Собственно, это и стало одной из основных причин для такого выбора. Сейчас неподалёку от школы строятся новые здания. Планируется, что в нынешнем помещении проведут реконструкцию и со временем оставят только начальные классы, а среднее и старшее звено будут учиться во вновь построенных корпусах.
Второй комплекс предположительно откроется в казанском жилом микрорайоне «XXI век», одном из самых молодых в городе, где уже живёт много семей с детьми, но пока не хватает инфраструктурных объектов. Конечно, новая просторная школа с современным подходом к образовательному процессу будет здесь как нельзя кстати.
На любой запрос
Новые школы, по замыслу идеологов проекта, создаются не только ради решения языковых проблем. Здесь будут апробироваться лучшие педагогические практики, которые затем будут использованы и в других учебных заведениях республики.
Непосредственно же языковые дисциплины в концепции нового проекта рассматриваются в качестве не только объекта, но и средства обучения: часть предметов детям будут преподавать на татарском, часть — на английском. Поскольку полилингвальные школы будут работать в режиме полного дня, языковая практика станет полноценной составляющей и многочисленных внеурочных мероприятий.
Вообще, детям и родителям на выбор будут предложены три образовательные траектории: полилингвальная, билингвальная и монолингвальная.
В полилингвальной траектории ученик достигает уровня свободного владения языком, в билингвальной становится продвинутым пользователем, в монолингвальной осваивает разговорный уровень.
«Каждое из этих направлений разработано с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, — говорит исполнительный директор Республиканского фонда «Возрождение», заместитель председателя Государственного Совета РТ Татьяна Ларионова. — Учтены все возможные образовательные запросы населения. Возьмём, к примеру, татарский язык. В полилингвальной траектории ученик достигает уровня свободного владения языком, в билингвальной становится продвинутым пользователем, в монолингвальной осваивает разговорный уровень. При этом учебная программа будет полностью соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов».