В Татарстане появятся полилингвальные школы
Концепция нового образовательного проекта одобрена на федеральном уровне
![В Татарстане появятся полилингвальные школы В Татарстане появятся полилингвальные школы](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/09/25/article/detailPicture/09/99/1e/da/10b9bc1cfcfe2941a895083558667d6f.jpg)
Шесть полилингвальных школ, где дети смогут в совершенстве изучить русский, татарский и английский языки, появится в Татарстане к 2022 году. Инициатором создания в республике образовательных комплексов нового типа стал государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. Проект реализуется совместными усилиями регионального Министерства образования и науки и Республиканского фонда «Возрождение».
Новая образовательная идеология
«Татарстанские дети должны быть конкурентоспособными на мировом уровне», — объясняет государственный советник важность полилингвального образования. Действительно, в современном мире без знания английского просто никуда. А в национальной республике нужна ещё возможность изучать и развивать родной язык.
На совещании в кабинете министров республики, посвящённом как раз вопросу создания полилингвальных школ, Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил: «Для нас важно, чтобы дети знали родные языки и как минимум один иностранный». И подчеркнул: проект получил поддержку Президента России Владимира Путина.
Кстати, уже известно, что одно из новых зданий школьного полилингвального комплекса будет строиться на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. На одной из строек в Казани в мае побывала министр просвещения России Ольга Васильева, также поддержавшая проект.
Путь к знаниям и согласию
Два полилингвальных комплекса создаются в Казани, по одному — в Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге. Первый комплекс должен открыться уже в следующем учебном году на базе казанской школы №165. Причём 2020-й — дата не случайная, это год столетия образования Татарской АССР, так что, можно сказать, новая школа станет подарком татарстанским детям к этому событию.
Название у первого комплекса тоже достаточно символичное: «Адымнар — путь к знаниям и согласию». «Адымнар» в переводе с татарского — шаги, и первая школа должна стать первым шагом в новую образовательную реальность. Ну, и о согласии — полилингвальный образовательный проект, по словам Минтимера Шаймиева, будет основан на принципе взаимоуважения и поспособствует укреплению мира и согласия в республике.
Что касается 165-й школы, то здесь и до этого языковая подготовка была на хорошем уровне. Собственно, это и стало одной из основных причин для такого выбора. Сейчас неподалёку от школы строятся новые здания. Планируется, что в нынешнем помещении проведут реконструкцию и со временем оставят только начальные классы, а среднее и старшее звено будут учиться во вновь построенных корпусах.
Второй комплекс предположительно откроется в казанском жилом микрорайоне «XXI век», одном из самых молодых в городе, где уже живёт много семей с детьми, но пока не хватает инфраструктурных объектов. Конечно, новая просторная школа с современным подходом к образовательному процессу будет здесь как нельзя кстати.
![](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/09/25/articleImage/image/c6/9e/f9/34/1fa6ef77808ad26f815cb1582498ac14.jpg)
На любой запрос
Новые школы, по замыслу идеологов проекта, создаются не только ради решения языковых проблем. Здесь будут апробироваться лучшие педагогические практики, которые затем будут использованы и в других учебных заведениях республики.
Непосредственно же языковые дисциплины в концепции нового проекта рассматриваются в качестве не только объекта, но и средства обучения: часть предметов детям будут преподавать на татарском, часть — на английском. Поскольку полилингвальные школы будут работать в режиме полного дня, языковая практика станет полноценной составляющей и многочисленных внеурочных мероприятий.
Вообще, детям и родителям на выбор будут предложены три образовательные траектории: полилингвальная, билингвальная и монолингвальная.
В полилингвальной траектории ученик достигает уровня свободного владения языком, в билингвальной становится продвинутым пользователем, в монолингвальной осваивает разговорный уровень.
«Каждое из этих направлений разработано с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, — говорит исполнительный директор Республиканского фонда «Возрождение», заместитель председателя Государственного Совета РТ Татьяна Ларионова. — Учтены все возможные образовательные запросы населения. Возьмём, к примеру, татарский язык. В полилингвальной траектории ученик достигает уровня свободного владения языком, в билингвальной становится продвинутым пользователем, в монолингвальной осваивает разговорный уровень. При этом учебная программа будет полностью соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов».