В сёлах станет больше людей творческих профессий
Законодатели предлагают разработать программу «Земский работник культуры»
В 2019 году отечественные театры вышли на новый уровень — культурные учреждения получили щедрую поддержку от государства, благодаря чему появилось множество ярких постановок, а количество зрителей существенно возросло. В уходящем году, объявленном президентом Годом театра, многие проблемы творческих людей удалось решить, другие — только обозначить. Об итогах авторского проекта «Год театра в «Парламентской газете», о каких вопросах идёт речь и над чем будут работать депутаты в 2020 году, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала член думского Комитета по культуре Наталия Пилюс.
- Наталья Николаевна, завершается Год театра, за это время по всей стране прошло множество театральных фестивалей, конференций, посвящённых этому виду искусства. Многие творческие люди сходятся во мнении, что главная цель Года театра — популяризировать этот вид искусства среди россиян. Как вам кажется, удалось ли справиться с этой задачей? Изменилась ли за год наполняемость залов в регионах?
- В России очень любят театр, у нас сильнейшая театральная традиция — наверное, мы единственная страна в мире, которая на государственном уровне поддерживает такое большое число театров. У нас работает более 600 государственных и муниципальных театров, ещё около 800 частных.
Год театра максимально популяризировал этот вид искусства — главное, что постановки стали доступными для всех граждан. Важнейшим событием стал Всероссийский театральный марафон, который стартовал во Владивостоке и прошёл во всех федеральных округах страны. За время марафона было поставлено более 400 новых спектаклей, которые посмотрели около семи миллионов человек. И это только в рамках одного проекта.
У нас работает более 600 государственных и муниципальных театров, ещё около 800 частных.
В этом году новые спектакли появились почти во всех культурных учреждениях. Кстати, всем людям, занимающимся театральным делом, рекомендую ознакомиться с экспертно-аналитическим докладом «Театр и зритель в предполагаемых обстоятельствах», подготовленным под руководством профессора Александра Рубинштейна. Здесь представлен очень интересный анализ аудитории: оказывается, в нашей стране граждане в возрасте от 19 до 60 лет посещают театры с одинаковой частотой — около шести раз в квартал.
Здесь же представлена и любопытная статистика о том, как сами зрители оценивают театры. Самую высокую оценку получил пермский театр, на втором месте — московские театры, затем следуют культурные учреждения Новосибирской области и Санкт-Петербурга.
В 2019 году также было впервые организовано мероприятие и для директоров театров — Фестиваль театральных менеджеров, руководителем которого стал директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. С ним мы также встречались в рамках моего авторского проекта «Год театра в «Парламентской газете».
- В рамках этого проекта в нашем пресс-центре прошло 13 встреч с известными театральными деятелями, которые говорили о проблемах в сфере культуры. Какие из них удалось решить?
- Мы поднимали многие вопросы — среди них, к примеру, была проблема получения бесплатного второго высшего образования для театральных деятелей. Это очень важный момент, потому что профессия режиссёра — это профессия в первую очередь опытного человека. Так, главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского Григорий Лифанов отмечал, что сам получил её только в 29 лет. Сейчас этот вопрос решается — президент дал соответствующее поручение.
Мы много говорили и о кадровой проблеме, сегодня эта ситуация понемногу выправляется — молодёжь стала приходить работать в театры. С этой точки зрения задача региональных культурных учреждений — создавать условия для роста зарплат, возможности получения льгот по жилплощади. В стране есть программы «Земский доктор», «Земский учитель», а наш комитет по культуре выступает за появление программы «Земский работник культуры». Очень важно, чтобы в сельских домах творчества работали профессионалы — это поможет закрепить людей в отдалённых населённых пунктах. Сейчас мы обсуждаем возможность появления такой программы.
Но не все вопросы можно решить законодательно. Так, многие театральные деятели поднимают вопрос о контрактной системе в театрах. Зачастую возрастные артисты привыкли работать на бессрочном договоре и не хотят переходить на контракт. Сейчас законом предусмотрена возможность работать как про трудовому, так и по срочному договору. В каждом театре эту проблему решают по-своему — к примеру, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков работает над постановками, в которых будут задействованы возрастные артисты. В данном случае каждое культурное учреждение решает этот вопрос самостоятельно.
- Наталия Николаевна, каковы главные законодательные итоги Года театра?
- Главный итог — это, конечно, поправки в закон о госзакупках, которые вывели культуру из сферы услуг. Театральным деятелям стало проще делать постановки, закупать реквизит. Это большая заслуга профессионального сообщества, нашего комитета, его главы Елены Ямпольской. Важным законом стала и инициатива о так называемой билетной мафии — теперь торговать билетами могут только сами организации исполнительских искусств и уполномоченные ими лица. Запрещена реализация билетов по цене выше номинала.
Кроме того, в конце осенней сессии мы в третьем чтении приняли законопроект, согласно которому максимальный размер штрафов за незаконную реализацию театральных билетов составит не более пятикратной стоимости билета. На такую сумму будут штрафовать индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Штраф для граждан составит от полуторакратной до двукратной цены билета.
- Отдельное внимание в течение последних нескольких лет государство уделяет детским театрам. Вот уже два года партийный проект «Единой России» «Культура малой родины» помогает таким учреждениям модернизировать материально-техническую базу. Удалось ли привлечь больше юных зрителей в детские театры?
- Очень важно, что думскому Комитету по культуре удалось отстоять финансирование проекта на том же уровне, что и раньше, — это миллиард рублей. Детские театры могут потратить выделенные деньги в том числе на новые кресла, гастрольные автобусы. Благодаря этому они смогли ставить постановки в других регионах, что, конечно, способствует популяризации театра. Я сама была на спектакле «Алые паруса» Дагестанского театра кукол в Москве, куда труппа приехала на автобусе. Постановка замечательная — вообще в театрах кукол работают особенные люди, которые очень любят свою профессию.
Важно понимать, что для доступности постановок в детских культурных учреждениях приходится ограничивать стоимость билетов, зачастую их цена в субъектах не превышает 250 рублей — понятно, что таких средств на модернизацию театру не хватит. Наш проект дал возможность культурным учреждениям поменять световое и звуковое оборудование, привлекать новых режиссёров, закупать декорации. Для детских театров ведь очень важно сохранить свой уникальный облик — речь в том числе и о состоянии самих зданий театров.
Важно понимать, что для доступности постановок в детских культурных учреждениях приходится ограничивать стоимость билетов, зачастую их цена в субъектах не превышает 250 рублей — понятно, что таких средств на модернизацию театру не хватит.
- Национальный проект «Культура» предусматривает строительство и реконструкцию 40 детских театров до 2024 года. Как сейчас идёт эта работа?
- Эта работа уже идёт полным ходом, к примеру, в Костроме сейчас планируют увеличить помещение детского театра, а в Саранске завершилась реконструкция регионального театра кукол. Вообще такие учреждения культуры очень популярны — мне кажется, что театры кукол посещают даже больше зрителей, чем взрослые театры. Возможно, это связано с доступностью билетов или с желанием родителей как можно раньше показать детям сказочный мир. К тому же в театрах юных зрителей делают постановки по классическим произведениям школьной программы. Для ребят очень важно увидеть на сцене то, о чём они читали в книге. Или наоборот — если ребята не читали произведение, спектакль может мотивировать их обратиться к литературе.
- В этом году в думском Комитете по культуре был создан Общественный совет, куда вошли многие известные люди. В том числе Владимир Машков, Сергей Безруков и Сергей Шнуров. Каждое заседание совета вызывало большой интерес у прессы. Как бы вы оценили работу совета за первый год? Насколько важен законодателям такой диалог с представителями творческих профессий?
- Идея создания совета принадлежит Елене Ямпольской, она тщательно подошла к формированию состава этой площадки. Вообще седьмой созыв Госдумы в своей работе старается максимально учитывать мнение профессионального сообщества и населения. Огромное значение этому уделяет спикер палаты Вячеслав Володин.
Наша главная задача — чтобы принимаемый закон был понятен и полезен. Поэтому в Общественном совете при нашем комитете мы обсуждаем различные проблемы, слышим разные точки зрения о том, как их решить. Кстати, Сергей Безруков в рамках проекта «Год театра в «Парламентской газете» рассказывал, что для него совет стал площадкой, на которой он может выдвинуть свои инициативы и обратиться к законодателям с предложениям по корректировке тех или иных норм.
- Несмотря на все усилия, конечно, некоторые проблемы деятелей культуры решить пока не удалось. На чём ваш комитет планирует сделать акцент в следующем году?
- Пожалуй, одной из самых ожидаемых инициатив, над которой мы продолжим работать в 2020 году, будет законопроект «О культуре». К нам в комитет поступила его концепция, мы обсуждали документ на парламентских слушаниях. Сейчас основные дискуссии возникают вокруг, как ни странно, определения того, что же такое культура. Кроме того, есть разные мнения о том, должно ли государство регулировать, как культурное учреждение тратит выделенные из бюджета средства. Я думаю, что в закон войдут многие положения из Концепции развития театрального дела до 2030 года, размещённой на сайте Союза театральных деятелей.
Ещё материалы: Вячеслав Володин