В Союзе потребителей рассказали о претензиях студентов на удаленке
Многие обратившиеся на горячую линию Союза потребителей России студенты-платники считают, что после перевода на удаленку вуз должен начислять плату за обучение, как на заочном отделении, сказал «Парламентской газете» председатель объединения Пётр Шелищ.
По его словам, такие обращения поступили от учащихся государственных и частных вузов очной формы обучения весной, когда образовательные учреждения перешли в онлайн. Они заявили, что имеют право на перерасчет.
«Если вуз изменил только формат, а количество часов и предметов оставил прежним, то это не считается переводом на заочное обучение», — сказал Шелищ.
«Строго юридически студенты вправе потребовать перерасчёт, ссылаясь на несоблюдение условий договора. Но исполнитель услуги (вуз) ответит, что он это сделал не по своей воле. Это решение было принято по независящим от них обстоятельствам», — пояснил он.
По его словам, суд также будет учитывать, что одну сторону заставили изменить условия договора.
Шелищ посоветовал студентам, у которых остальные условия договора соблюдаются, во взаимоотношениях с ректоратом руководствоваться «принципами взаимности». Он привел в пример университеты, которые не берут плату за общежития и оплачивают студентам проезд до дома. Студенты должны понимать, что дистанционное обучение — это не вина вуза, считает он.
«Раздать долги в виде очных лабораторных и практикумов вузы могли бы после окончания пандемии», — предположил Шелищ.
В октябре в Госдуму внесли законопроект о снижении цен на учебу в вузах при переходе на удалёнку, который наделит Минобрнауки правом решать вопрос о возврате студентам денег за обучение в связи с переходом учебного процесса в дистанционный формат из-за пандемии. Сейчас у Министерства науки и высшего образования нет полномочий влиять на вопросы платного обучения в вузах и его стоимость.