В Совфеде утвердят «дорожную карту» борьбы с киберпреступностью
Сенаторы намерены разработать нормативные понятия кибермошенничества и DoS-атаки в правовом поле
Первый зампред Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин рассказал «Парламентской газете», когда в России появится цифровой кодекс, насколько успешно международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом и возможно ли решить конфликты в Сирии и Иране без помощи нашей страны.
- Владимир Игоревич, накануне нашей встречи российские СМИ сообщили, что ваш комитет готовит законопроект, вводящий в правовое поле понятия компьютерной атаки и кибермошенничества. Эта информация соответствует действительности?
- Прежде всего я хотел бы скорректировать сообщения, которые появились на лентах информационных агентств. Поскольку там говорится о законопроекте, посвящённом исключительно кибератакам, это не совсем соответствует действительности. На самом деле речь шла о работе Временной комиссии Совета Федерации по законодательному регулированию вопросов кибербезопасности, развития и использования цифровых технологий, созданной в декабре 2018 года.
Группа сенаторов, которую я возглавляю, призвана проанализировать ситуацию в области информационной безопасности, кибербезопасности и киберпреступности, а затем — подойти к разработке соответствующих законодательных инициатив. Благодаря слаженной работе в сотрудничестве с коллегами из различных ведомств и организаций, имеющих отношение к данной сфере, нами уже собрана масса материалов, в том числе и по международной практике — мы досконально выяснили, как наши коллеги в Европе и за океаном решают сегодня эти проблемы. После того как анализ будет завершён, целью нашей группы станет выработка конкретных предложений и создание «дорожной карты» по решению проблем киберпространства.
- О каких предложениях идёт речь?
- Для начала нам нужно создать понятийный аппарат, которого сегодня, к сожалению, не существует. Сейчас одни и те же явления называются по-разному: кибератака, DoS-атака, информационная атака, заражение и так далее. Так вот наша цель — разобраться с тем, что такое «киберопасность» и «кибербезопасность», и ввести в законодательное поле одинаковые чёткие и понятные определения.
В дальнейшем мы надеемся проложить некую «дорожную карту», которая предполагает создание нового законодательного поля и корректировку тех законов, которые уже есть на сегодняшний день. Скажем, если речь идёт о преступных деяниях, то нужно будет обязательно корректировать Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и ряд других законодательных актов. То есть это комплексная работа — создание, с одной стороны, нового базового законодательства, а с другой — увязка этих документов с уже существующим правовым пространством Российской Федерации.
- То есть всё-таки можно ожидать появление некого цифрового кодекса или рамочного закона?
- Сейчас мы вырабатываем принципиальный подход — как это будет выглядеть. Будет ли это один закон, или целый набор законодательных инициатив, и как они будут называться, говорить пока преждевременно. Тем не менее я надеюсь, что до конца года мы всё-таки выработаем подходы, обсудим их с коллегами, и уже затем будем предлагать и обсуждать проекты законов как на комитете, так и на пленарных сессиях палаты.
- Станет ли эффективней благодаря этим грядущим инициативам работа правоохранителей?
- Именно на это нацелена наша работа. Потому что сегодня очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда компьютерные атаки или кибермошенничество не находят адекватной реакции — просто потому, что правоохранительным органам не хватает инструментария для борьбы с такого рода преступлениями. Благодаря развитию информационных технологий мир меняется на наших глазах. И новые вызовы с точки зрения безопасности требуют спокойного и трезвого анализа, а также корректировки существующего законодательного поля.
- Вы упомянули анализ зарубежного опыта. Будем ли мы в разработке соответствующего законодательства брать пример с других стран или пойдём особым путём?
- В законодательной сфере нужно крайне взвешенно подходить к работе и уж точно не обосабливаться и не «закрывать дверь». Потому что если говорить о киберпространстве и кибербезопасности, то сегодня без сотрудничества, причём взаимовыгодного, не обойтись.
Совершенно необходимо, чтобы законодательное поле разных стран в области противодействия кибермошенничеству коррелировало.
Сегодня вы можете столкнуться с кибермошенничеством, которое происходит не в соседнем городе и даже не у нас в стране — преступление может совершаться из любой точки мира. И даже если вы обнаружите правонарушение и докажете его у себя в стране, привлечь к ответственности и искоренить зло, находящееся за сотни и тысячи километров от вас, без законодательного сотрудничества с соответствующей страной невозможно. Поэтому
Мы достаточно внимательно посмотрели на то, как каждое государство борется с этим злом, какие приоритеты определяет в своём законодательном поле. И, разумеется, мы будем это учитывать. Потому что без взаимодействия результата не добиться.
- А насколько эффективно взаимодействие России с другими странами в области борьбы с международным терроризмом?
- Сказать, что оно максимально эффективно, конечно, нельзя. Но то, что оно есть, и приносит конкретные результаты — это факт. Разумеется, для большей эффективности такое сотрудничество требует большей степени доверия. А доверие подорвано геополитическими событиями последних лет.
Один из ключевых игроков в области борьбы с терроризмом — Соединённые Штаты, обладающие большим массивом информации. В связке с Российской Федерацией они могли бы сделать гораздо больше того, что делается сегодня. Но, к сожалению, США очень избирательно подходят к этому вопросу и применяют двойные стандарты, что не даёт ожидаемых плодов.
В своё время они одной рукой оснащали моджахедов и другие террористические группировки, а с другой стороны, якобы боролись с ними. Результат налицо — США завязли в Афганистане на много лет. И таких примеров можно приводить бесконечное множество. Все эти заигрывания либерального толка с режимами восточно-африканских стран, события в Ливии и других странах, а также практика двойных стандартов приводят к тому, что очаги терроризма не сокращаются, а расползаются. И для нас это, конечно же, очень серьёзный вызов, на который приходится обращать самое пристальное внимание.
- Какие ещё вызовы беспокоят членов Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности?
- К сожалению, угроз на сегодняшний день предостаточно. Они не сокращаются, а, скорее, множатся в силу существующей турбулентности в международных отношениях. Это не только террористические угрозы, которые никуда не делись, но и региональные конфликты, которые происходят по периметру нашей страны. Это и Афганистан, и Сирия, где ситуация коренным образом переломлена, но до конца не решена. Это и Иран, где ситуация чрезвычайно обострилась в последние дни. Всё это происходит в непосредственной близости от наших границ и впрямую касается безопасности нашей страны.
Один из ключевых игроков в области борьбы с терроризмом — Соединённые Штаты, обладающие большим массивом информации. В связке с Российской Федерацией они могли бы сделать гораздо больше того, что делается сегодня.
Полагаю, что большинство наших партнёров за рубежом уже поняли, что решение ни одного из этих региональных конфликтов невозможно без участия России. Ситуация с Ираном это лишний раз доказывает со всей очевидностью. Она сейчас зашла в тупик и требует срочного разрешения. И я думаю, что Россия будет играть ключевую роль в поиске «развязок» сложившейся ситуации.
- А какую роль могут сыграть в поиске этих «развязок» парламентарии?
- В том, что касается международных отношений, важнейшим инструментом является парламентская дипломатия. Буквально на днях в рамках Международного форума «Развитие парламентаризма» мы общались с представительной делегацией во главе с руководителем национального парламента Турции. А ведь Турция как никто другой вовлечена в эти процессы — и по Сирии, и по другим конфликтам в регионе! Такие разговоры с коллегами крайне полезны и необходимы. Они слышат нашу позицию, доносят её до своего президента, а будучи высшим руководством страны, принимают решения, которые так или иначе будут влиять на ситуацию.
Очень важно отметить, что на днях российская делегация вернулась в ПАСЕ, где представлен весь спектр парламентариев. И разговор с коллегами на все эти важные темы, безусловно, будет способствовать разрешению международных конфликтов и поиску их мирного урегулирования.