В случае войны: какие автомобили могут реквизировать у россиян

Фото: ПГ/Игорь Самохвалов
Минобороны планирует расширить список гражданских транспортных средств, подлежащих учёту в военкоматах и передаче в войска в случае введения военного положения.
О том, какие автомобили «призовут» в армию и при каких условиях, «Парламентской газете» рассказал военный эксперт, главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Оборонное ведомство разместило на портале правовой информации проект поправок в приказ министра обороны от 14 марта 2014 года №151, посвящённый учёту транспортных средств, которые в случае войны будут изыматься у граждан и передаваться в войска.
Как говорится в пояснительной записке к документу, он разработан в связи с изменениями организационной структуры военных комиссариатов, а также с целью оптимизации учёта в них транспортных средств.
Главным новшеством, которое затрагивает многих автовладельцев, стало то, что список автомобилей, подлежащих учёту, расширен за счёт автомобилей категории технического регламента Таможенного союза «М1». Теперь, помимо грузовиков, автобусов и тракторов на учёт в военкоматы поставят все легковые автомобили вместимостью до 8 человек, которые находятся в собственности россиян.
Конкретные марки в документе не указаны, но есть уточнение, что в том числе приказ касается внедорожников УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 «Патриот» и квадроциклов.
По словам военного эксперта Игоря Коротченко, такая норма существует во всех странах. Во время ведения боевых действий транспорт часто выходит из строя, поэтому военные заимствуют его у гражданских, а в случае повреждений движимого имущества собственникам компенсируют ущерб.
«Какие автомобили будут мобилизованы, решит Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, — пояснил он. — Транспорт необходим для ускорения мобилизации и доставки команд резервистов к местам формирования воинских частей».
При этом вероятность того, что Минобороны воспользуется своим правом, и у граждан начнут изымать автомобили, крайне мала, убеждён Игорь Коротченко.
«Эта норма разработана на случай войны. В этих условиях государство действует исходя из высших интересов обеспечения обороны и безопасности страны и сохранения граждан», — подчеркнул эксперт.
Последний раз эта норма применялась в годы Великой Отечественной войны, когда тысячи тракторов, грузовых и легковых автомобилей были направлены на фронт.
При этом, по словам Коротченко, локальные военные конфликты, наподобие принуждения Грузии к миру в 2008 году или сирийской кампании, не являются основанием для реквизирования военными транспорта у российских граждан.
«Речь идёт о большой войне, — уточнил военный эксперт. — Грубо говоря, когда на нас нападёт НАТО либо США. Тогда и понадобятся такие меры для мобилизации и формирования новых воинских частей».
Он добавил, что в связи с тем, что вероятность большой войны крайне мала, то россиянам не стоит беспокоиться за сохранность своих авто. Эту информацию «Парламентской газете» подтвердили и в Минобороны.
Никакого изъятия либо иных способов отчуждения транспортных и технических средств у граждан и организаций вносимые изменения не предусматривают, сообщили в Департаменте информации и массовой коммуникации Минобороны.
«Вооруженные силы Российской Федерации обладают достаточным количеством штатного автомобильного транспорта, полностью обеспечивающего выполнение войсками задач по предназначению. Привлечение для нужд обороны дополнительной автомобильной техники, принадлежащей гражданам и организациям, возможно лишь в исключительных случаях и только в порядке, установленном действующим законодательством», — подчеркнули в военном ведомстве.