В школах с 1 сентября появятся уроки профориентации
Занятия будут проходить каждый четверг
Тема: Петербургский международный экономический форум — 2023
Во всех российских школах с 1 сентября начнут проводить профориентационные занятия. Чтобы образовательные учреждения были готовы к организации таких уроков к началу 2023/24 учебного года, в Минпросвещения подготовили методические рекомендации по реализации профориентационного минимума. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».
«Моя Россия — новые горизонты»
Как отметил директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель проекта «Билет в будущее», на базе которого планируется реализовать профминимум, Иван Есин, подобные уроки помогут совместить потребности экономики, рассказать ребятам о наиболее значимых производствах страны и показать им красивый мир рабочих профессий. Уроки профориентации в школах планируют проводить каждый четверг. Есин предложил назвать их «Моя Россия — новые горизонты».
Методические рекомендации Минпросвещения предусматривают три уровня реализации профминимума: базовый, основной и продвинутый. Зависит это от ресурсов образовательной организации. При этом с сентября 2025 года базового уровня уже будет недостаточно для всех школ, указывается в документе.
В основе профминимума лежит единое ядро с проектом «Билет в будущее», реализуемым по семи направлениям. Это внеурочная и урочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование и профобучение, а также создание профильных классов и взаимодействие с родителями.
«Таким образом, выстраивается единая система профориентации в стране, ее базой служит «Билет в будущее» — проект, который позволяет любому региону качественно осуществлять профориентацию и снабдить преподавателей верифицированным профориентационным контентом, а также любые другие практики, которые работают в этом направлении», — заявил Есин в рамках панельной дискуссии Петербургского международного экономического форума.
С шестого по одиннадцатый классы
Как следует из методических рекомендаций Минпросвещения, готовить школьников к выбору будущей профессии надо начинать с шестого класса. При этом в 6-7-м классах ученик должен определиться, какие предметы ему понадобятся в жизни в дальнейшем, в 8-9-м классах — выбрать дисциплины для профильного обучения, а в 10-11-м классах — подготовиться по ним к ЕГЭ.
Профориентацию будут вести, что называется, по всем фронтам: в рамках урочной и внеурочной деятельности; воспитательной работы, которая в том числе предполагает экскурсии на производства; дополнительного образования и профессионального обучения, а также взаимодействия с родителями.
Кроме того, рекомендовано создавать в школах профильные предпрофессиональные классы. Для этого необходимо заключить партнерские соглашения с учебно-производственными комплексами, организациями высшего образования, компаниями-работодателями. Также в число партнеров могут быть включены объединения специалистов в разных сферах; кадровые агентства и негосударственные службы занятости и профориентации; объединения волонтеров и так далее.
Сколько профессий в современном мире
Методичка Минпросвещения также содержит рекомендации, как проводить урок профориентации в школе. Например, с учениками 8-11-х классов предлагается поиграть в игру «Факты: правда или вымысел?»
Для этого учитель задает вопрос: в современном мире насчитываются 15 253 зарегистрированные профессии, как вы думаете, это правда? Правильный ответ: вымысел — в современном мире их более 40 тысяч.
Или, например, школьникам предлагается угадать самую востребованную профессию в том или ином году. Кстати, как следует из метод. рекомендаций, в 2021 году это были водители, менеджеры и продавцы.
Из этого же урока можно узнать, что в России работают около двух миллионов IT-специалистов, а также о том, что количество бюджетных мест приема в вузы на эту специальность ежегодно увеличивается и к 2024 году достигнет 120 тысяч.
Или вот еще пример — на этот раз не для «физиков», а для «лириков». Как вы думаете, сколько музеев работает в России? Правильный ответ: 2920. А первый музей — Новый Эрмитаж — был открыт для посещения в 1852 году, 170 лет назад.
Для детей с ОВЗ, из мегаполисов и деревни
Отдельные методические рекомендации разработаны для профориентации детей с ограничениями возможностей здоровья.
Также рекомендовано учитывать в процессе профориентации место проживания школьника, ведь жители мегаполисов и небольших сел «имеют заведомо неодинаковые образовательные и профессиональные возможности», говорится в метод. рекомендациях.
Также авторы разработки указывают, что современному миру в целом свойственна «большая степень неопределенности и изменчивости, обусловленная высокими темпами развития техники, информационных технологий, общества».
«В подобных условиях с уверенностью прогнозировать развитие рынка труда и востребованность профессиональных навыков на горизонте 10-15 лет становится крайне сложной задачей», — отметили в Минпросвещения.
Введение единой системы профессиональной ориентации — своевременное и подготовленное решение, считает зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.
«Ключевым направлением в данной работе должен стать индивидуальный подход к профессиональному воспитанию учащихся. Они должны не просто знать о тех профессиях и специальностях, которые существуют сегодня и востребованы на рынке труда, но и понять суть дела, которому посвятят свою жизнь», — сказала сенатор «Парламентской газете».
Важно в рамках уроков профориентации не забыть и про воспитание культуры труда, чтобы выпускник школы умел и любил трудиться как в выбранной им профессии, так и на благо общества, отметила Скаковская.
Ещё материалы: Людмила Скаковская