В школах могут появиться тьюторы и тифлосурдопереводчики
Учебные заведения обяжут создавать специальные условия для особенных детей
Законопроект: № 507335-8
С 2016 года в России появился стандарт инклюзивного образования, который позволяет учить вместе обычных детей и детей с особыми образовательными потребностями. Как именно обеспечивать эти потребности, теперь расписали в поправках в закон об образовании. Такой законопроект кабмина внесен в Госдуму 8 декабря. Кроме того, документом предлагается заменить термин «умственная отсталость» на «нарушение интеллекта». Что это изменит для особенных детей и их родителей, разбиралась «Парламентская газета».
Один процент населения
Согласно документу, в Законе «Об образовании» термин «умственная отсталость» предлагается заменить на «нарушение интеллекта». В пояснении сказано, что нынешний термин «некорректен с точки зрения педагогики и психологии и заведомо ограничивает возможности детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации».
Идею поддерживали и педагоги. «Диагноз «умственная отсталость» фактически ставит штамп на ребенке. Этот термин некорректен, как и «дети-инвалиды» или «дети с ОВЗ», который ранее уже заменили на «дети с особыми образовательными потребностями», — сказала «Парламентской газете» директор ростовской школы № 96 «Эврика-Развитие» Зинаида Гринько.
По данным Росстата, в 2022 году в России с диагнозом «умственная отсталость» жило около 700 тысяч детей до 18 лет. Это почти половина всех россиян с таким недугом. Всего же в стране таких людей — около одного процента. Больше всего в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, где показатель выше среднероссийского.
В школе, дома или в больнице
По действующему законодательству, россияне с умственной отсталостью, даже если им уже исполнилось 18 лет, при желании могут получить общее образование. Для этого есть специальные учебные заведения, школы, где созданы необходимые условия.
Осваивать знания можно в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Внесенный кабмином законопроект также уточняет порядок учебы таких людей на дому или в больницах, если они по состоянию здоровья не могут ходить в школу.
Так, «основанием для организации обучения на дому являются обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и медицинское заключение», а в медорганизации — обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и справка, подтверждающая факт госпитализации ребенка, следует из текста законопроекта.
Сурдопереводчики и тьютеры
Этой же нормой смогут воспользоваться и другие дети с особыми потребностями. Кроме того, законопроект обязывает учебные заведения создавать для таких учащихся «специальные условия для получения образования» в школе. Согласно тексту документа, это, например:
- обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами;
- обеспечение специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, а также услуг тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Какие именно специальные условия в школе нужны тому или иному ученику, будет решать психолого-медико-педагогическая комиссия.
При этом, по мнению члена Комитета Госдумы по просвещению Ларисы Тутовой, вопрос требует дополнительного обсуждения в плане финансирования: «Необходимо оценить, насколько такие траты посильны для регионов. Ведь расходы на покупку учебников, специального оборудования и прочего оснащения школ ляжет именно на их плечи».
Доступность меньше 50 процентов
Напомним, родители детей с особенностями здоровья могут отдавать их в обычные школы с 2016 года, когда ввели стандарт инклюзивного образования, то есть доступного для всех, в том числе и для детей с физическими и интеллектуальными ограничениями.
По данным ежегодного доклада о реализации госполитики в сфере образования, который представили в 2022 году, «условия для беспрепятственного доступа инвалидов были созданы в 49,09 процента зданий общеобразовательных организаций в целом по стране», то есть меньше чем в половине. Дело в том, что сейчас закон об образовании предусматривает, что школы должны обеспечивать реализацию программ и создавать безопасные условия для детей, пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. «Принятие поправок позволит дополнить данный перечень еще одной обязанностью — школы будут должны создавать специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», — сказала сенатор.
Гуманизация образования
Как рассказали «Парламентской газете» в Российской академии образования, сегодня количество детей, имеющих не только инвалидность, но и различные нарушения здоровья, не уменьшается.
«Однако право на образование и возможность получения качественного образования гарантированы сегодня каждому ребенку в нашей стране», — отметила член-корреспондент РАО, руководитель Центра инклюзивного образования Светлана Лазуренко. Поправки в закон об образовании говорят о «прогрессе в вопросах доступности и качества образования для каждого», его дальнейшей «гуманизации», считает эксперт.
Что касается детей с нарушениями интеллекта, это не просто вопрос терминологии, уверена Лазуренко: «Мы говорим о содержании, а не о состоянии, о тех особенностях, которые есть у ребенка, и которые ориентируют на выбор определенного образовательного маршрута».
«То есть мы уходим от клинической формулировки, оставляя ее в области медицины. Мы же будем говорить о тех моментах познавательной деятельности, которые ориентируют нас на содержание программ, возможности трудовой и профессиональной реализации, которые есть у этого ребенка», — пояснила эксперт.
Читайте также:
Ещё материалы: Людмила Скаковская, Лариса Тутова