В Счетной палате указали на недостатки защиты прав пациентов в сфере ОМС
Счетная палата оценила результаты работы по защите прав застрахованных в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и предложила ряд изменений. В частности, закрепить за страховыми медорганизациями (СМО) право защищать своих клиентов в суде. Это следует из отчета Счетной палаты.
По мнению ведомства, в первую очередь системе защиты прав в сфере ОМС не хватает нормативного регулирования.
«В настоящее время защита прав застрахованных осуществляется через разрозненные элементы, механизмы и инструменты, которые установлены различными законодательными и нормативно-правовыми актами межотраслевого характера и слабо взаимосвязаны между собой. Более того, в российском законодательстве не определено само понятие «система защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС»», — сообщила на коллегии зампредседателя Счетной палаты Галина Изотова.
Также полностью не определены полномочия участников системы. В частности, ни Федеральный фонд обязательного медстрахования (ФОМС), ни территориальные фонды (ТФОМС) не уполномочены информировать о видах, качестве и условиях оказания медпомощи. Страховые медорганизации не могут защищать интересы клиентов в суде, для медучреждений не установлена ответственность за неинформирование пациентов. Все это приводит к тому, что люди либо не знают о своих правах, либо не могут их реализовать.
В частности, анализ показал, что в суды обращаются в основном сами застрахованные или страховые медорганизации, хотя у последних таких полномочий нет.
«В 2019-2020 годах на долю застрахованных пришлось около 97 процентов рассмотренных исков. Небольшой процент (1,4 процента в 2019 году и 0,7 процента в 2020 году) составили иски, поступившие от страховых медицинских организаций, хотя нормативно они не наделены полномочиями по защите пациентов в суде. При этом территориальные фонды ОМС, у которых такие полномочия есть, за два года не подали ни одного иска», — сообщила Изотова.
Также она отметила, что иски, поданные СМО, все равно удовлетворяются судами чаще, чем те, которые подали сами застрахованные или их представители.
«Помимо законодательных пробелов, низкая информированность застрахованных лиц о своих правах обусловлена недостатками в работе информационных систем терфондов ОМС и многочисленными техническими ошибками, которые допускают медорганизации при работе в этих системах», — указали в Счетной палате.
Например, часто сведения вносятся в систему несвоевременно или задним числом, что влияет на достоверность. Кроме того, не все медорганизации в регионах работают в этих информационных системах.
Также не реализуется полностью право застрахованных на бесплатную и качественную медпомощь.
Кроме того, «учет жалоб пациентов на качество оказания медицинской помощи, а также на нарушение сроков ее ожидания, за исключением онкологических заболеваний, не ведется».
Также отмечается, что хотя в регионах для обеспечения системного подхода к защите прав застрахованных были созданы координационные советы, со своей задачей они не справляются. «Деятельность координационных советов носит номинальный характер. Принимаемые ими решения не рассматриваются и не востребованы, при этом они являются единственной площадкой в регионе для взаимодействия участников ОМС и органов власти», — отметила Изотова.
В связи с этим Счетной палатой предложено подготовить поправки в законодательство. В частности, разработать изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и установить понятие системы защиты прав застрахованных.
Также предлагается наделить СМО правом сопровождать, оказывать юридическую, информационную и другую помощь застрахованным при их защите в суде. Вместе с тем предлагается внести поправки в Налоговый кодекс и освободить людей от уплаты госпошлин по делам, связанным с оказанием помощи по ОМС.
Кроме того, за ФОМС предлагается закрепить полномочия по обеспечению прав застрахованных, предоставлению им информации о видах, качестве и условиях предоставления медпомощи в государственных медорганизациях.
Ранее Счетная палата указывала, что российская система обязательного медицинского страхования функционирует недостаточно эффективно, в том числе из-за недостатков в организации финансирования и отсутствия стандартов медпомощи.
В отчете ведомства уточняется, что из-за отсутствия единых тарифов в разных регионах стоимость одних и тех же медицинских услуг значительно различается. В результате из-за недостатка финансирования оказанной пациентам помощи по межтерриториальным расчётам растёт задолженность регионов.
Сверхплановые объёмы медпомощи в своей статистике учитывают только некоторые субъекты. Из-за этого на финансирование застрахованных граждан по таким заранее не предусмотренным объёмам необходимо дополнительно не менее 91,8 миллиарда рублей.
Также для многих заболеваний, входящих в базовую программу ОМС, до сих пор не разработаны стандарты оказания медицинской помощи, на основании которых должны рассчитываться соответствующие тарифы.