В салонах самолётов скоро станет просторнее
На пассажиров наденут маски и обяжут держать дистанцию
Тема: Коронавирус COVID-19: что надо знать
Роспотребнадзор 18 мая опубликовал рекомендации по организации работы на воздушном, водном и автомобильном транспорте в условиях пандемии. Среди предписанных мер — обеспечение социальной дистанции в самолётах, для чего авиакомпаниям придётся брать на борт вдвое меньше пассажиров, чем предполагает размер самолёта.
На транспорте сохранится масочный режим
Приобрести маски и перчатки скоро можно будет на всех транспортных объектах: как сообщил 16 мая глава Минтранса Евгений Дитрих, сейчас в ведомстве работают над тем, чтобы открыть такие точки продажи на вокзалах, станциях и в аэропортах. Меры по использованию индивидуальных защитных средств ни у кого не вызывают разногласий, а вот рекомендация Роспотребнадзора по загрузке пассажирских самолётов вызвала дискуссию. Так, в санитарно-эпидемиологической службе считают, что «количество пассажиров, перевозимых на воздушном судне, не должно превышать 50 процентов от общего количества посадочных мест, а также на этапе регистрации на рейс — исключение рассадки пассажиров на посадочные места, расположенные в непосредственной близости друг к другу, в том числе относительно одного ряда впереди и одного ряда позади посадочного места». Социальная дистанция должна обеспечить безопасность здоровья пассажиров, считают в Роспотребнадзоре.
В Минтрансе, в свою очередь, уже предупредили, что недозагрузка самолётов приведёт к росту цен — по мнению Дитриха, в этом случае «билет будет стоить где-то к 70 тысячам рублей, даже самый минимальный». Министр транспорта сообщил, что если все без исключения будут использовать маски на транспорте, то риск распространения вируса ничтожно мал. «Это минимально необходимый уровень защиты, который даст безопасность», — сказал он 16 мая.
В Обществе защиты прав пассажиров с этой оценкой согласны — по словам его председателя Кирилла Янкова, из-за введения социальной дистанции в самолётах стоимость билета вырастет значительно. «Она будет зависеть от направления, но по моему прогнозу — вырастет в три-четыре раза по сравнению с тем, что было до пандемии», — сообщил он «Парламентской газете».
По его мнению, к новым мерам необходимо относиться с пониманием — они временны. Правда, исключение по социальной дистанции стоило бы сделать для членов одной семьи: «Если будут летать семьями, самолёты могут быть заполнены хотя бы на 60 процентов», — говорит эксперт.
Цену на билеты установит рынок?
Впрочем, цены выросли бы и без этой рекомендации Роспотребнадзора — объёмы перевозок в пандемию упали до 90 процентов, поэтому перевозчикам придётся компенсировать убытки, предположил Янков. «Стоимость авиабилетов и без требования о заполняемости самолётов вырастет, скорее всего, в два, максимум в три раза. Нужно понимать, что интенсивность авиапотоков на уровне 2019 года может в лучшем случае восстановиться к 2023 году», — пояснил эксперт.
Многие пассажиры будут опасаться полётов из-за возможной второй волны эпидемии, большинство откажутся от того, чтобы заранее планировать отпуск. Раньше туристы покупали авиабилеты за год или полгода, теперь — когда нет уверенности в будущем, а авиакомпании неохотно возвращают деньги за отменённые рейсы, — многие будут покупать билеты максимум за месяц. «А ведь авансирование было важной частью бизнес-модели авиакомпаний, поэтому это также повлияет на рост цен», — уверен эксперт.
Другое мнение у Игоря Фомина — по мнению сенатора, стоимость авиабилетов будет определяться в первую очередь рыночной ситуацией, в том числе спросом и конкуренцией. «На мой взгляд, цена на авиабилеты не вырастет, поскольку спрос и так будет минимальный. Если билет будет стоить 70 тысяч рублей, летать вообще никто не будет», — полагает законодатель.
После пандемии вырастут затраты авиакомпаний, однако это необязательно приведёт к росту цен, подчеркнул он. «К примеру, на маршруте Москва — Санкт-Петербург пассажир всегда сможет выбрать поездку на «Сапсане», если стоимость авиабилета будет сильно завышена», — отметил Фомин.
Если билет будет стоить 70 тысяч рублей, летать вообще никто не будет.
По его словам, решающую роль станет играть конкуренция — по разным направлениям туристы могут отдать предпочтение автомобильному, автобусному, железнодорожному транспорту, потому авиакомпаниям будет невыгодно завышать стоимость билетов.
По прогнозам Минтранса, возобновление международного авиасообщения может произойти уже в июле 2020 года, при этом внутренние перевозки могут начать постепенно восстанавливаться в середине июня.