В ряде российских вузов отменяют бакалавриат и специалитет
В Правительстве назвали условия успешного эксперимента по внедрению новых уровней высшего образования
С 1 сентября 2023 года в шести пилотных вузах России запустят эксперимент по переходу на новые уровни высшего образования. Это базовое образование, которое заменит действующие бакалавриат и специалитет, специализированное образование — вместо нынешней магистратуры, а также обновленные аспирантура, ординатура и ассистентура, где будут готовить научные кадры. Кто сможет принять участие в эксперименте и как оценивать эффективность такого образования — расписали в постановлении Правительства. «Парламентская газета» ознакомилась с документом и узнала мнения законодателей.
Нефть, космос, роботы
Запустить эксперимент по реформе «вышки» ранее поручил президент. Для этого отобрали шесть вузов:
- Московский авиационный институт,
- Московский педагогический государственный университет,
- Университет науки и технологий МИСИС,
- Балтийский федеральный университет,
- Петербургский горный университет,
- Томский госуниверситет.
Уже с этого года учить по-новому там будут более чем по 100 специальностям и направлениям подготовки. Это, например, «Фундаментальная и прикладная химия», «Науки о Земле», «Мехатроника и работотехника», «Нефтегазовое дело», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Бизнес-информатика», педагогические специальности, журналистика и так далее.
«Необходимость трансформации системы высшего образования связана с разработкой уникальной отечественной системы, в основе которой лежат интересы национальной экономики. Ведь в условиях современных вызовов одной из ключевых задач является подготовка кадров высшей школы, необходимых для прорывного развития страны», — пояснила «Парламентской газете» такой выбор специальностей и направлений подготовки заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.
С коллегой согласен и зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Кононов. «Таким образом университеты должны стать полноправными участниками научно-технологического развития страны», — сказал ранее депутат «Парламентской газете».
На физика — 5 лет, на историка — 6
Как следует из постановления кабмина, получить базовое высшее образование, как за счет бюджета, так и на платной основе, смогут «лица, имеющие документ о среднем общем образовании или о среднем профессиональном образовании и о квалификации или документ о высшем образовании и о квалификации».
К освоению программ специализированного высшего образования допустят «лиц, имеющих высшее образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «бакалавр», «специалист», «дипломированный специалист».
На освоение базы отведут четыре-шесть лет, в зависимости от специальности. Например, на воспитателя будут учить четыре года, на учителя физики — пять лет, на педагога по истории — шесть.
Для более глубокого погружения в предмет — специализированное образование. На его получение потребуется еще один-три года. Так, за год из обычного педагога сделают педагога-эксперта, а за два — педагога-исследователя.
Обучение в аспирантуре займет три-четыре года. В частности, чтобы претендовать на ученую степень в области гидрогеологии, статистики, безопасности труда или русского языка, нужно будет отучиться три года.
В ходе пилотного проекта шесть вузов, которые и принимают участие в эксперименте, разработают образовательные стандарты базового и специализированного высшего образования и требования к программам аспирантуры. Кроме того, они же определят точные сроки учебы, говорится в постановлении кабмина.
«По итогам реализации пилотного проекта в 2023/24 учебном году его участники вправе внести изменения в образовательные стандарты, а также в соответствующие им программы», — следует из документа.
Удовлетворенность и вовлеченность
Постановление Правительства также вводит критерии «эффективности процесса обучения при реализации пилотного проекта». Среди них:
- качество приема в высшие учебные заведения — средний балл вступительных испытаний;
- доля обучающихся, имеющих базовое высшее образование;
- доля победителей и призеров студенческих олимпиад и конкурсов в числе обучающихся по программам специализированного высшего образования;
- доля обучающихся, прошедших практику на профильных предприятиях работодателей.
Отдельно будет учитываться «вовлеченность работодателей в образовательный процесс». Это в том числе практическая подготовка, участие в промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и так далее.
Еще один критерий — «уровень удовлетворенности обучающихся». Отмечается, что его будут оценивать путем социологических исследований.
По итогам пилотного проекта реформы высшего образования сформируют новую национальную систему, которая будет применяться уже во всех институтах и университетах страны и полностью заменит Болонскую систему.
По оценке министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, пилотный проект, по опыту нынешней приемной кампании в шести вузах, «проходит удачно». А это значит, что совсем скоро бакалавриат и специалитет останутся в прошлом не только в шести вузах, участвующих в «пилоте», но и для всей страны.
Читайте также:
• Сусанин, Чехов и Лагутенко: на каких еще примерах хотят воспитывать молодежь
Ещё материалы: Людмила Скаковская, Владимир Кононов, Валерий Фальков