Все о пенсиях в России

00:00Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

два дня назадПарламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

В российских учебниках «потеряли» блокаду

Минпросвещения начало составлять новый федеральный реестр школьных пособий

В российских учебниках «потеряли» блокаду
  © pxhere.com

Фактические и идеологические ошибки в современных школьных учебниках заставили депутата петербургского Заксобрания Алексей Цивилева вступить в переписку с Министерством просвещения России. Депутата удивило, что второклашкам по математике нужно считать ноги, а не лапы медвежат, а ученикам четвертого класса в параграфах о Великой Отечественной войне ни слова не рассказывается о блокаде Ленинграда. В Минпросвещении парламентарию ответили, что они тут ни при чем — на издательскую деятельность полномочия министерства не распространяются. Так и было до недавнего времени. Но  правила поменялись — вступил в силу закон о госзаказе на школьные пособия. Как пояснили в Минпросвете «Парламентской газете», ведомство приступило к формированию нового федерального перечня учебников. Заявления на включение в реестр начали принимать 31 марта. Минпросвещения будет курировать  разработку, апробацию и экспертизу  школьных пособий. 

Решить задачку

В начале года Алексей Цивилев отправил министру просвещения Сергею Кравцову письмо с просьбой внести ясность в решение школьной задачи по математике за второй класс. Занимаясь со своей дочкой, он обнаружил, что в рабочей тетради Л.Г. Петерсон «Учись учиться», которая является приложением к учебнику из федерального перечня, есть задача, по которой детям нужно посчитать, сколько ног у двух медвежат. И решение показывает, что нужно два умножить на два.

«Между тем, как известно, конечности представителей семейства медвежьих называются лапами, а не ногами, — возмутился парламентарий, — а значит, задача содержит фактическую ошибку и вводит в заблуждение учащихся», — написал он в обращении к министру. Не говоря уж о том, что лап у мишки четыре, а не две.

Он попросил провести повторную экспертизу учебного комплекса, разъяснить, каким образом методисты проверяют материалы и каков алгоритм исправления ошибок в школьных учебниках.

В учебниках истории предложили рассказывать о добровольцах и тыловиках

Правильный ответ

В марте из Минпросвещения пришел ответ за подписью замдиректора департамента госполитики и управления в сфере общего образования — начальника отдела Людмилы Лагуновой. Как решать задачу про медведей, она пояснять не стала, но раскрыла некоторые подробности, связанные с подготовкой учебных материалов.

В соответствии с Положением о Министерстве просвещения от 28 июля 2018 года № 884 ведомство осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере образования. К его полномочиям относятся утверждение порядка формирования федерального перечня допущенных учебников и предельный срок использования учебников, исключенных из перечня.

«Издательская деятельность, вопросы производства, тиражирования и/или распространения литературных произведений в Российской Федерации носят инициативный характер и не относятся к полномочиям Министерства», — указано в ответе, который есть в распоряжении редакции.

Там также сказано, что департаментом был оперативно направлен запрос в издательство «Просвещение» и даже приложен ответ из организации, в котором замгенерального директора Ольга Жигалева сообщила: «С 2023 года рабочая тетрадь выходит с правильной формулировкой вопроса». В качестве доказательства был приложен скан спорной страницы с новым вопросом задачи: «Сколько лап у двух медвежат».

Исторический склероз

Такой ответ не успокоил, а озадачил петербургского парламентария. К тому же ему на глаза к тому времени попалась еще одна ошибка, на этот раз идеологическая. И даже более того — идейная. Во второй части учебника по Окружающему миру за 4-й класс за авторством Дмитриевой Н.Я. и Казаковой А.Н. в параграфе, посвященном Великой Отечественной войне, полностью отсутствует информация о блокаде Ленинграда. Ни строчки.

На эту тему он написал уже сразу в две инстанции: и в министерство, и в издательство — все то же «Просвещение». «Блокада Ленинграда вошла в память всего человечества как одна из самых трагических страниц не только в истории Великой Отечественной войны, но и мировой истории в качестве самой страшной по своим последствиям осады города. В результате за пределами школьного учебника оказался один из важнейших исторических фактов, что в конечном итоге способно привести не только к искажению исторической памяти, но и к ее утрате», — возмутился Цивилев.

Он приложил к обращению фотографии этого учебного материала, в котором упоминается Брестская крепость, рассказывается о стремлении врага к Москве, о Сталинградской битве и Курской дуге, о партизанском движении и роли мирного населения. В конце параграфа, в вопросной части по итогам изученного материала детей просят доказать, что война с Наполеоном для России и война с Гитлером для СССР были войнами Отечественными. Но об осажденном Ленинграде на шести страницах действительно не упомянуто ни разу.

Поэтому Алексей Цивилев попросил Сергея Кравцова дополнительно разъяснить, каким образом учебники и учебные пособия включают в федеральный перечень, какую экспертизу они проходят и каким образом получают положительные заключения экспертов.

Читайте также:

• Семейное образование предлагают донастроить

Новый порядок

Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова напомнила «Парламентской газете», что только 28 февраля вступили в силу поправки в закон об образовании, по которым учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия включают в федеральный перечень по результатам экспертизы, которую проводит Минпросвещения: «По старым правилам ответственность за содержание учебников несли их авторы. В комитет и ко мне лично поступало много обращений с жалобами от родителей. Они указывали на ошибки, неточности, а иногда и антироссийскую пропаганду. В результате этого и появился наш законопроект, вводящий новый порядок разработки учебников. Теперь Минпросвещения будет формировать государственный заказ на их разработку. Старые учебники могут использоваться до истечения срока их экспертизы. В течение пяти лет произойдет полное обновление материалов. За это время у кого-то будут выкуплены авторские права, какие-то учебники переписаны полностью».

В Министерстве просвещения подтвердили «Парламентской газете», что экспертиза будет проводиться при формировании нового федерального перечня учебников. При этом подача заявлений на включение в него уже началась 31 марта. «Также обращаем внимание, что учебники и учебные пособия в соответствии с приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2022 г. № 1052 будут разрабатываться поэтапно. Цикл включает в себя разработку, апробацию и потом уже — включение в ФПУ», — сообщили в ведомстве.