В России женский бизнес развивается динамичнее мужского
Наша страна входит в тройку государств-лидеров по развитию женского предпринимательства
То, что женщины, занимающие высшие должности в компаниях, — это общемировой тренд, подтвердила недавняя встреча мировых лидеров We-Fi («Финансовые инициативы женщин-предпринимателей») в рамках Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Россию на заседании клуба We-Fi в Нью-Йорке представляла заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, спецпредставитель Госдумы по женскому предпринимательству в рамках «Женской двадцатки» Оксана Пушкина. По возвращении из США депутат рассказала «Парламентской газете» о том, что объединяет женщин-предпринимателей из разных стран и с какими проблемами они сталкиваются, открывая своё дело.
Россиянки варят пастилу, шьют пончо и организуют перевозки
- Оксана Викторовна, какие страны направили своих делегатов на встречу We-Fi и какие области женского предпринимательства были представлены?
- В работе встречи We-Fi в Нью-Йорке принимали участие парламентарии, госслужащие, генеральные директора компаний, предприниматели, общественные деятели и руководители международных организаций из Дании, США, Индии, Южной Кореи и других стран. Главная тема встречи - наставничество женщин-предпринимателей, во время заседания мы обменивались друг с другом опытом поддержки женских инициатив в различных областях.
- О каких проектах вы рассказывали на встрече и насколько, по вашему мнению, зарубежным коллегам был полезен российский опыт?
- Безусловно полезен, ведь в России женское предпринимательство развивается намного динамичнее мужского. Сегодня почти половина руководителей компаний, предприятий и фирм в России — женщины.
Большую помощь женщинам-предпринимателям оказывает организация «ОПОРА России», а также фонд «Наше будущее». В портфеле этих организаций несколько сотен инвестиционных проектов в сфере дошкольного и дополнительного образования, культуры, туризма и других. На реализацию бизнес-проекта каждая участница получила беспроцентные займы на сумму от двух до 40 миллионов рублей.
В числе успешных инициатив — проект «Коломенская пастила», благодаря которому символ Коломны обрёл вторую жизнь, а в городе появились новые рабочие места и творческий кластер. В рамках проекта «Шапка рулит» мамы в декрете и мамы особенных детей шьют флисовые пончо ручной работы и вяжут яркие вязаные шапки. Компания «Либерти» проводит специальные экскурсионные туры и осуществляет специализированные пассажирские перевозки для инвалидов-колясочников, незрячих и слабослышащих людей. Помимо этого в разных уголках страны открылись бассейны, где дети могут заниматься с рождения, развивающие центры, клубы робототехники, музеи и так далее.
Сегодня почти половина руководителей компаний, предприятий и фирм в России — женщины.
Думаю, что методы и наработки этих организаций могут быть использованы и в других странах, особенно там, где не хватает образовательных ресурсов для женщин-предпринимателей.
Как открыть своё дело и не прогореть
- Каждая участница встречи лидеров We-Fi должна иметь личный опыт наставничества женщин-предпринимателей. А каков ваш опыт поддержки женских инициатив?
- Это проект «Мама — предприниматель», который мы реализуем вместе с «ОПОРОЙ России» в Московской области. В рамках проекта 25 женщин прошли обучение азам ведения бизнеса. Каждая из них получила наставника по своей отрасли и поддержку от муниципалитета. Местные власти напрямую заинтересованы в развитии женского предпринимательства, ведь все налоги идут в бюджет муниципалитета. Мы планируем провести в Подмосковье шесть программ наставничества для мам-предпринимателей. И я буду курировать этот проект.
- С какими и проблемами чаще всего сталкиваются женщины-предприниматели, когда открывают своё дело?
- По моему опыту, трудности могут возникнуть на всех этапах: открытие расчётного счёта, работа с банком, оформление трудовых отношений с сотрудниками, отчётность и так далее. Именно поэтому наставничество имеет важное значение. Нередко это - единственный способ рассказать начинающему предпринимателю как вести бизнес.
Если мы говорим об уже развивающихся предприятиях, то одна из основных проблем социального бизнеса — сбыт товара, выход на широкий рынок. Малому и среднему бизнесу, увы, не так просто представить свой товар широкой аудитории.
Трудности могут возникнуть на всех этапах: открытие расчётного счёта, работа с банком, оформление трудовых отношений с сотрудниками, отчётность и так далее.
- Какая помощь, по вашему мнению, необходима женщинам-предпринимателям на государственном уровне?
- Пример организаций, которые поддерживают женские инициативы, показывает, что финансовая помощь женщинам-предпринимателям позволяет дать толчок самостоятельному развитию их проектов. Причём модель беспроцентных займов, а не грантов, более эффективна, так как учит социальных предпринимателей самостоятельно зарабатывать деньги, а вернувшиеся средства инвестор может вновь направить на поддержку других проектов.
Не менее важно обеспечить сбыт продукции социальных предпринимателей. Это позволяет создать устойчивую бизнес-модель проектов. Также эффективным инструментом являются слёты женщин, открывших свой бизнес. Это — площадка, где предприниматели, эксперты, представители власти обсуждают актуальные вопросы, налаживают партнёрские связи. Также слёты позволяют находить новые каналы сбыта и знакомить потребителей с продукцией и социальной миссией женского бизнеса.
- Что, по вашему мнению, объединяет всех участниц международного клуба женщин-предпринимателей?
- В большинстве стран стереотипные понимания гендерных ролей постепенно сменяется равными возможностями для всех. Женщина теперь может не только заниматься сохранением домашнего очага, но и успешно строить карьеру. Сегодня у идеи такого совмещения обязанностей почти не осталось противников.