Все о пенсиях в России

вчераСтраховые пенсии в России с 1 января проиндексируют на 7,3%

вчераПенсии за работу на госслужбе в «Сириусе» хотят платить из бюджета территории

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

В России создадут карту перемещения бытового мусора

Депутаты будут добиваться, чтобы схема обращения с отходами стала стратегической

27.11.2019 15:00

Автор: Марина Третьякова

В России создадут карту перемещения бытового мусора
Фото: Агентство городских новостей «Москва»

К середине следующего года Правительство планирует создать электронную модель перемещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО), из которой можно будет узнать, в каком объёме и куда перевозится бытовой мусор, и что с ним потом делают. Это предполагают требования к разработке федеральной схемы обращения с ТКО, которые сейчас разрабатывает Минприроды. Но у депутатов уже есть вопросы. Например, главу думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова интересует, как эта схема поможет развитию системы обращения с отходами, если сейчас в регионах нет единых подходов к учёту и переработке мусора.

Мусору проложат «последний путь»

C 25 сентября вступил в силу закон, предписывающий создать в стране две системы государственного контроля за обращением мусора. Первая — федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности — уже готова: постановление Правительства, утвердившее её, вступило в силу 26 октября. Разработкой этого документа занимался Росатом.

На очереди — федеральная схема обращения с ТКО. Её создание поручено «Российскому экологическому оператору» (РЭО). Но требования к тому, что должна включать эта схема и как её в дальнейшем можно корректировать, устанавливает Правительство. В среду, 27 ноября, проект этого документа был опубликован для общественного обсуждения.

Незаконные мусорные свалки могут стать уголовным преступлением

Так, из текста следует, что схема будет представлена в том числе в виде электронной модели. На ней можно будет увидеть потоки перемещения мусора от мест образования до полигонов и заводов по их обработке, утилизации или обезвреживанию, а также зоны ответственности региональных операторов по обращению с ТКО.

Федеральная схема будет выстроена на основе территориальных схем обращения с отходами. Из них, в частности, возьмут данные о количестве ТКО и местах их накопления, адреса полигонов и объектов по обращению с ними. К слову, по каждому объекту, если он имеет межсубъектовый уровень, можно будет увидеть его адрес, производственные мощности, способ и технологию работы, прогнозные тарифы.

В схеме должны быть отражены планируемые объёмы капитальных вложений на строительство, реконструкцию или консервацию полигонов и предприятий по работе с отходами. Здесь же можно будет увидеть статистику по всем видам мусора: сколько в стране образовано ТКО, сколько обработано, утилизировано, обезврежено или размещено, и сколько коммунальных отходов было перемещено из одного региона в другой.

Кроме того, в схему войдёт блок целевых показателей и достигнутых значений по работе с мусором, в том числе о долях ТКО и отходов всех классов опасности по каждому способу обращения с ними (доля обезвреженных, захоронённых, утилизированных и пр.).

Федеральная схема будет обязательной для исполнения всеми гражданами, предпринимателями и органами власти. Направлять ТКО на объекты, не включённые в схему, будет запрещено, что предлагает проект требований.

Планируется, что РЭО составит федеральную схему к 31 марта следующего года, а предварительно её должны будут согласовать шесть федеральных структур: Минприроды, Минтранс, Минпромторг, Минэкономразвития, Минстрой и ФАС.

Федеральная схема будет обязательной для исполнения всеми гражданами, предпринимателями и органами власти.

Схема должна быть стратегической

Как видно из проекта требований, в основе федеральной модели лягут территориальные схемы обращения с ТКО, то есть созданные в регионах. Но пока нельзя сказать, что они единообразны, из-за чего могут возникнуть проблемы.

Ещё в июле на эту проблему указывал председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. По закону, террсхемы должны включать в себя полный перечень данных, начиная от источника образования мусора, количества отходов с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещении. Но на практике оказалось, что не все регионы провели учёт и анализ этих данных, так что где-то эти схемы не полные.

Второй вопрос — нормы накопления отходов, отмечал сенатор во время обсуждения хода «мусорной реформы» на секции Петербургского международного экономического форума. «Оказывается, что в разных регионах их считают по-разному. Где-то их утверждают для всего региона, а где-то — для каждого муниципалитета. Где-то норматив для многоквартирного и индивидуального жилого фонда отличается, а где-то он един», — обратил он внимание.

Деньги на рекультивацию свалок планируется выдать по новым правилам
На сегодняшний день система обращения с отходами всё ещё разбалансирована, сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. «Одни регионы занимаются раздельным сбором мусора, другие вообще ничего не слышали об этом. Одни занимаются переработкой, другие — нет. Всё это можно синхронизировать только в рамках федеральной схемы», — полагает он.

При этом депутат предостерёг авторов федеральной схемы от соблазна пойти простым путём и представить её просто в виде набора 85 региональных моделей. «Потому что это профанация, — пояснил Бурматов. — Важно, чтобы благодаря в том числе и этой схеме были снижены издержки при перемещении отходов (потому что это 67 процентов тарифа), чтобы были учтены возможности регионов по переработке отходов».

Он посетовал, что пока в стране встречаются совершенно ненормальные ситуации, когда, например, Татарстан переправляет отходы на переработку в Минеральные Воды, а Камчатка — во Владивосток. «Есть сбои в логистике. И мы выступали за то, чтобы мощности по переработке обеспечивали не только потребности того региона, в котором созданы, но и целой группы субъектов РФ», — отметил парламентарий.

Требование и приоритет депутатов остаётся неизменным: чтобы федеральная схема представляла из себя стратегический документ, резюмировал Владимир Бурматов. «Она должна не только фиксировать текущее состояние, но и определять приоритеты развития всей системы на какой-то понятный период», — уточнил он.