В России предлагают жёстче регулировать сервис каршеринга
В ГИБДД планируют создать платформу, которой смогут пользоваться каршеринговые компании, чтобы проверять своих будущих клиентов на добросовестность. В такой базе будет собрана информация о нарушителях ПДД и водителях, когда-либо лишённых водительских прав — как россиянах, так и иностранцах. «Парламентская газета» спросила своих читателей и законодателей, как, по их мнению, следует регулировать сервис каршеринга.
Ужесточение ответственности для пользователей каршеринга поддерживают 38,5 процента читателей; 15,4 процента считают необходимым принять специальный закон для отрасли, а 11,5 процента убеждены, что такой сервис вообще нужно запретить. Мнения о том, что дополнительно регулировать сферу не надо — достаточно правил дорожного движения, — придерживаются 34,6 процента ответивших.
По мнению председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслава Тимченко, к вопросу надо подойти с обеих сторон. Для операторов отрасли он предлагает прописать чёткие правила игры, основываясь на нормах о защите прав потребителей, учитывая различные возрастные категории граждан и другие факторы.
Что касается пользователей услуг каршеринга, считает сенатор, нужно заняться воспитанием их водительской культуры, так как среди них встречаются «непорядочные люди, которые портят автомобили, снимают с них всё, что возможно снять».
В целом для всех злостных нарушителей независимо от того, являются ли они владельцами собственных авто или берут машины в аренду, стоит ввести дополнительное страхование и повышенные страховые ставки, полагает Тимченко.
Такие компании надо привести к системе, согласен депутат Госдумы от «Единой России» Александр Васильев. По его мнению, у них должны быть одинаковые пользовательские соглашения со штрафами за превышение скорости.
«В аварии каршеринговые автомобили часто попадают из-за того, что водители стараются быстрее вернуть машину и превышают скорость. Да и сами каршеринги заинтересованы, чтобы оборот машин был очень высокий», — поясняет законодатель.
Конкретные правила для каршеринговых компаний предложили заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Михаил Романов и сенатор Елена Попова.
По мнению Романова, как минимум один раз потенциальный водитель такого автомобиля должен явиться в офис с оригиналами паспорта и водительских прав, чтобы его физически увидел сотрудник компании, которая сдаёт машину в аренду, и провёл его идентификацию.
«Как альтернативный вариант — портал «Госуслуги». А штрафы за недобросовестное использование арендованных машин, например за передачу транспорта третьему лицу, должны платить как арендаторы, так и арендодатели», — убеждён депутат.
Понадобятся изменения в федеральном законодательстве и формирование базы, синхронизированной с персональными данными водителей, считает Попова.
«Прежде чем дать гражданину возможность воспользоваться сетью каршеринга, нужно подтверждать его возраст, факт того, есть ли права именно у него, а не у того, кто сидит в машине рядом с ним, а также является ли он гражданином Российской Федерации или нет», — отмечает сенатор.
Она пояснила, что в случае ДТП рассмотрение в суде дел с участием автомобилей каршеринга зачастую затягивается, так как сложно установить, что именно этот человек нарушил ПДД, что повлекло ущерб здоровью пострадавших. К иностранцам же некоторые нормы российского законодательства вообще неприменимы.
«А в этот период пострадавшие, среди которых могут оказаться и несовершеннолетние, находятся в подвешенном состоянии и должны сами оплачивать своё лечение и реабилитацию», — рассказала законодатель.
Она отметила, что нужно продолжать обсуждать эту тему со всеми профильными ведомствами.
Нужно отрегулировать услугу и проработать вопросы страховки, согласился первый зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. Но, по его мнению, сама идея каршеринга более или менее актуальна лишь для нескольких российских городов, а в целом идти надо по пути развития удобного общественного транспорта, как уже делают в Европе.
У заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирины Гехт претензий к тому, как регулируется отрасль, нет. Сенатор рассказала, что её сын часто пользуется услугами каршеринга, и никаких проблем с самими предоставляемыми автомобилями не возникало. Есть вопросы скорее к доступности автомобилей — их не всегда можно арендовать в определённых районах в пиковое время.
«Вечером в центре Москвы найти машину практически невозможно. Поэтому, думаю, было бы целесообразно регулировать этот вопрос, чтобы в каждом районе города определённое количество автомобилей было доступно, чтобы была возможность легко добраться до них и уехать», — предлагает сенатор.
Ещё материалы: Ирина Гехт, Николай Коломейцев, Вячеслав Тимченко, Елена Попова