В России предлагают создать единую онлайн-площадку для вузов
Это сделает высшее образование более доступным, считают в Молодёжном парламенте при Госдуме
Появление в стране федеральной электронной площадки для высших учебных заведений упростит процесс получения знаний для студентов из отдалённых регионов и поможет преподавателям обмениваться лучшими практиками. Соответствующее предложение Молодёжный парламент при Госдуме намерен в ближайшее время направить на имя министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» зампред молодёжной палаты Дмитрий Шатунов.
Машина не заменит учителей-наставников
Цифровизация практически всех сфер нашей жизни перешла «в фазу фронтального наступления», отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в своей статье для «Парламентской газеты». Самым чувствительным переход оказался для системы образования, обратила внимание спикер. Поэтому, по её словам, внедряя цифровизацию в эту сферу, следует всемерно повышать роль учителя-наставника.
«И это очень верное предложение, — считает председатель общероссийской общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин. — Активный переход на «цифру» предполагает снижение роли человека, в данном случае учителя. Однако это невозможно — машина никогда не сможет выполнять воспитательную функцию».
Эксперт уверен, что роль наставника, который подскажет школьникам, как правильно относиться к той или иной ситуации, заменить ничем нельзя. «Учитель всегда был и останется центром образовательного процесса», — подчеркнул он.
Однако это не значит, что «цифре» не место в образовании — в стране реализуется проект «Российская электронная школа», на сайте которого любой желающий может посмотреть интерактивные уроки по всему школьному курсу с первого по 11-й класс от лучших учителей. Обучение может быть непрерывным, а может и ситуативным — школьнику достаточно заглянуть на портал, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Для педагогов же это хорошая возможность побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять опыт.
Аналогичную программу стоит распространить и на все российские вузы, уверены в Молодёжном парламенте при Госдуме. «Сейчас каждый вуз имеет право создавать отдельные электронные площадки на базе своих сайтов и размещать на этих площадках курсы, которые студент может пройти онлайн и тем самым получить зачёт, — рассказал зампред молодёжной палаты Дмитрий Шатунов. — Однако это процесс сложный и затратный. Поэтому высшие учебные учреждения, которые не могут позволить себе такую практику, делают это на удалённых коммерческих платформах. Мы же предлагаем сделать такую систему всероссийской».
Предполагается, что к федеральной системе подключатся все вузы страны — университеты смогут загружать на платформу свои курсы, тесты, лекции, аудио- и видеофайлы. Новая площадка также позволила бы преподавателям делиться информацией.
Кроме того, по словам Шатунова, платформа могла бы сделать высшее образование более доступным для студентов из отдалённых регионов. «Мы готовимся направить письмо с соответствующим предложением в Министерство высшего образования в ближайшее время», — добавил он.
Большинство молодёжи выступает за «роботизацию» в образовании
Дмитрий Шатунов отметил, что к более активному переходу на «цифру» готовы именно высшие учебные заведения страны — начальное и среднее образование должно по-прежнему быть в «офлайне», считает он. Тем более что за внедрение новых технологий в процесс обучения выступает и сама молодёжь: по данным опроса Молодёжного парламента, 50 процентов россиян в возрасте до 30 лет считают уместной цифровизацию в образовании, ещё 35 процентов видят необходимость в оцифровке курсов дополнительного образования и лишь 15 процентов выступают против внедрения новых технологий.
Представители вузов предложение поддерживают: по словам доцента Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Натальи Назаровой, сегодня многие институты пытаются работать с «цифрой» и внедрять новые технологии. «Причём речь необязательно должна идти об онлайн-лекциях, — отметила эксперт. — Это и новые возможности, которые может использовать преподаватель во время процесса обучения».
Нежелание внедрять «роботизацию» в образовательный процесс обусловлено отсутствием системного подхода к нему, считает эксперт блокчейн-лаборатории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Венера Шайдуллина. «Страх может возникать из-за отсутствия понимания, что такое цифровизация образования. В этой связи на федеральном уровне необходимо составить план рисков этого процесса и описать мероприятия по их минимизации», — уверена она.
Такой детальный анализ будет особенно востребован в регионах — сегодня, по словам Шайдулиной, цифровую образовательную среду создают лишь в 16 российских субъектах. Кроме того, эксперты предлагают выработать законодательные механизмы внедрения «роботизации» в образовательный процесс, чтобы избежать цифрового разрыва на различных территориях.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко