Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

В России появится новый МГУ, а возможно, и не один

Минобрнауки утвердило список университетов в новых регионах, которые смогут выдавать дипломы о высшем образовании

23.03.2023 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

В России появится новый МГУ, а возможно, и не один
  © Игорь Самохвалов/ПГ

В четырех новых регионах России работают 29 вузов, в которых учатся около ста тысяч студентов. С 2026 года все они начнут жить по российскому закону об образовании, а до тех пор установлен переходный период. Чему сегодня учат в вузах ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей и как проходит их интеграция в образовательное пространство России? Сенаторы и ректоры из новых регионов оценили научный потенциал четырех российских субъектов.

Аграрии для Запорожья

Министерство науки и высшего образования утвердило список университетов, которые смогут выдавать дипломы о высшем образовании, в перечень вошли 29 учреждений, расположенных в Донецкой и Луганской народных республиках, а также Запорожской и Херсонской областях. Соответствующий приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. При этом отдельным приказом были утверждены коды, которые присвоили регионам, для указания в дипломах о высшем образовании.

Первым вузом на освобожденных территориях, получившим российскую аккредитацию еще в августе 2022 года, стал Мелитопольский государственный университет — МГУ имени Антона Макаренко.

Это закономерно, полагает сенатор Совета Федерации от Запорожской области Дмитрий Ворона. Высшая школа в регионе и сегодня во многом продолжает образовательные традиции, которые были заложены еще в советские годы. Российская аккредитация позволит вузу выйти на новый уровень, считает парламентарий: «Мы рассчитываем, что наш МГУ, тезка самого известного университета страны, будет развиваться не только как образовательный, но и как научно-исследовательский центр. И мы верим, что его лучшие годы впереди», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Новый российский МГУ создали на базе четырех университетов: Мелитопольского аграрного, Мелитопольского педагогического, Бердянского педагогического и классического приватного университета города Энергодара.

Сегодня здесь учится около 15 тысяч студентов. Образование можно получить по 57 специальностям, в том числе и по такому приоритетному направлению, как сельское хозяйство.

Мировой бренд — черешня Чкалов 

Как рассказал «Парламентской газете» ректор МГУ имени Макаренко Андрей Чуйков, университет на сегодняшний день является единственным государственным сельхозпроизводителем на всех освобожденных территориях.  

При вузе есть два учебных хозяйства, ветеринарный кластер, пасека и собственный сад площадью 40 гектаров. Здесь в числе прочего выращивают майскую черешню «Валерий Чкалов». «Этот сорт Мичурин вывел именно в Мелитополе. Сегодня он является мировым брендом», — рассказал Чуйков.

Обладая такой базой, а также большим научным потенциалом, Мелитопольский государственный университет мог бы стать основой образовательного кластера в сфере продовольственной безопасности юга России, полагает ректор.

Мелитопольский государственный университет © РИА Новости

Он также отметил, что серьезным подспорьем для развития вуза могло бы стать признание его сельхозтоваропроизводителем. «Сейчас такая возможность уже есть у институтов и университетов в других регионах России», — сказал он.

Напомним, по закону от 2017 года высшие учебные заведения, которые производят и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, могут быть приравнены к сельхозтоваропроизводителям. В МГУ имени Макаренко тоже надеются получить этот статус.

Врачи и учителя для ДНР

Планы на мирную жизнь строят и в ДНР. «Региону нужно больше врачей, учителей и инженеров», — рассказала «Парламентской газете» сенатор Совета Федерации от региона Наталья Никонорова.

Пока же многие школьники и студенты учатся дистанционно, так как часть территории республики по-прежнему обстреливается, в опасной зоне находится и несколько образовательных учреждений, отметила парламентарий. Именно поэтому ДНР, несмотря на то что ее вузовская система сегодня наиболее схожа с российской, нужен переходный период для полной интеграции в образовательное пространство России, полагает Никонорова.

«Сегодня мы можем говорить, что не все наши дети могут сдать ЕГЭ, так как многие по-прежнему учатся дистанционно. Эта ситуация зависит не от них. Но в этом вопросе надо исходить из заботы о детях», — сказала сенатор.

Вакансии для педагогов и военных

Для скорейшей интеграции в образовательное пространство России, новым территориям нужно больше опытных преподавателей, полагает Андрей Чуйков. Например, во время обсуждения проверки заданий по ЕГЭ оказалось, что специалистов такого уровня недостаточно, сообщил он.

«Особенно остро нужны учителя русского языка. Мы пытаемся подготовить таких специалистов у себя, но курсы повышения квалификации не дают необходимого уровня знаний. Чтобы вырастить качественного преподавателя, нужно готовить его несколько лет», — отметил эксперт.

Опытным педагогам в том же Мелитополе готовы предложить конкурентные условия. «В процессе интеграции зарплата наших педагогов вырастет на 20 процентов», — сообщил Чуйков. Кроме того, региону обещаны льготные ипотечные программы под два процента. Их могут запустить уже в этом году.

Он также отметил, что университет готов принять на работу бывших военных, участников СВО, получивших ранения.

Читайте также:

• Семейным студентам выделят отдельные комнаты в общежитиях

Суворовцы из Херсона

Как рассказал «Парламентской газете» сенатор Совета Федерации от Херсонской области Константин Басюк, «особенность функционирования образовательной системы региона сегодня связана с тем, что основные вузы находятся на правом берегу Днепра, осенью они были эвакуированы».

При этом парламентарий отметил, что этот регион тоже обладает значительным потенциалом: «Это мощные образовательные учреждения с богатой историей: мореходное училище и другие учебные заведения».

Именно эти традиции и намерены развивать в ближайшее время, рассказал Басюк: «Уже есть решение о том, чтобы открыть суворовские классы, а в будущем мы планируем открыть в Херсонской области также суворовское училище. Эта работа на долгосрочную перспективу».

Для скорейшей интеграции в образовательное пространство России новым регионам также нужна помощь с ремонтом, а иногда и со строительством зданий, ведь многие из них разрушены, а также с закупкой оборудования, обустройством опытных лабораторий, добавляют другие эксперты. 

«Такая работа уже ведется, и мы верим, что она даст результаты в самое ближайшее время», — заключил Андрей Чуйков.

Интеграция возможностей

Напомним, в начале этого года парламентарии приняли пакет законов об интеграции новых регионов в законодательное пространство РФ, в том числе и в сфере образования. Согласно документу поступать в вузы, расположенные на территориях ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей, до 2026 года можно будет или по результатам ЕГЭ, или по итогам вступительных экзаменов, которые проведет само учебное заведение.

Документ также предусматривает, что все студенты, учившиеся бесплатно, продолжат обучение за счет бюджета России. Всем студентам сохранят программы обучения, то есть машиностроители так и будут учиться на машиностроителей, а врачи — на врачей.

Кроме того, установлено, что бакалавриат, специалитет и магистратуру в ДНР и ЛНР приравняют к аналогичным уровням высшего образования в России. В Херсонской же и Запорожской областях бакалавриат, специалитет и магистратура заменят прежние уровни высшего образования — начальный, первый и второй.

Согласно документу, поменяют свои названия и некоторые ученые степени и звания, принятые ранее в Украине: доктора философии станут кандидатами наук, а старшие научные сотрудники и старшие исследователи — доцентами.

Главная цель законопроекта — дать студентам и преподавателям ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей такие же возможности, как и их коллегам в других российских регионах, пояснил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. При этом депутат подчеркнул, что в конечном итоге пользу от интеграции получит и вся страна в целом. Например, университеты Донбасса — это мощная научная школа, особенно в области органической химии, физической химии, углехимии, уточнил депутат, кстати, и сам химик по образованию.