В России подорожали гостиницы и санатории
Снять номер в этом году будет сложнее, чем в предыдущем, предупреждают в Ассоциации туроператоров
Отдых в России стремительно дорожает: как следует из свежих данных Росстата, с конца декабря прошлого года по 24 июня этого года цены на номер в гостинице, отеле, санатории, пансионате или доме отдыха существенно выросли — вплоть до 17 процентов. И дело тут, как говорят эксперты, не только в сезонном спросе — на ситуацию с отдыхом влияют еще несколько мощных факторов. Что происходит в туристической отрасли и к чему готовиться тем, кто еще только планирует отпуск, рассказывает «Парламентская газета».
Цены будут расти до августа
Как следует из данных Росстата, с конца декабря сильнее всего подорожало проживание в гостинице с четырьмя — пятью звездами: в среднем на 17,29 процента. Подросли в цене и трехзвездочные апартаменты — на 12,98 процента, а также двухзвездочные, мотели и хостелы — на 11, 10 и 4 процента соответственно. Отдых в санатории вырос на 13 процентов, а в доме отдыха — на 15,91. При этом характерно, что с конца мая и по настоящее время цены практически не изменились.
По словам члена президиума Ассоциации туроператоров России Сергея Ромашкина, цены на санатории, отели и дома отдыха традиционно падают зимой и растут летом, в разгар сезона отпусков. Однако в этом году не обошлось без нюансов.
«Как правило, самым дорогим с точки зрения туризма периодом является конец июля — конец августа, примерно до двадцатых чисел, — уточнил эксперт. — Потом цены снижаются ориентировочно до 25 декабря, достигая абсолютного минимума где-то числа двадцатого. Потом случается небольшой — он длится всего недели две — новогодний всплеск, и опять затишье до самого лета. Поэтому сам по себе рост цен на туристические услуги с наступлением теплого времени года — явление давнее, хорошо известное и из ряда вон совершенно не выходящее».
«Туризм не может оставаться в стороне от инфляции»
Тем не менее, пояснил Сергей Ромашкин, если сравнивать не конец года с текущим месяцем, как это делает Росстат, а текущий месяц с аналогичным периодом — к примеру, июнь 2024 с июнем 2023 — то динамика цен тоже окажется положительной.
«Июнь, по нашим оценкам, подорожал в среднем по России примерно на 15 процентов, — отметил собеседник издания. — И этот рост продолжится по мере нашего приближения к сезонным пиковым датам. Конечно, конкретные цифры будут сильно разниться от региона к региону. По Краснодарскому краю, например, мы ждем подорожания еще примерно процентов на 15. А вот Крым и Севастополь подорожали всего на семь-восемь процентов, и, скорее всего, даже к пиковым числам ситуация не сильно изменится. В Дагестане после недавних тревожных событий туроператоры и отельеры тоже задумались о том, чтобы немного снизить цены на свои услуги. Но пока что этого не произошло — турпоток там до сих пор сохраняется в целом стабильный».
В чем причина роста цен? Причин, констатировал Сергей Ромашкин, на самом деле несколько, но главные среди них — удорожание персонала и продуктов питания, в сумме эти два фактора дают порядка 50 процентов от всего прироста.
«У нас в туристической отрасли сегодня катастрофический дефицит кадров на всех позициях, а особенно среди линейного персонала — поваров, горничных, официантов, — пояснил эксперт. — Это толкает владельцев отелей и ресторанов повышать зарплаты — иначе в номерах просто некому будет убираться, а гостям — некому готовить. Мы уже сейчас видим реальный рост зарплат по нашему сектору в 20-25 процентов. Вторая составляющая — рост цен на продукты питания. Туризм все же является частью экономики, поэтому он не может остаться в стороне от мощных инфляционных процессов, которые сегодня разворачиваются в стране».
Конечно, до заоблачных высот отдых в России вряд ли подорожает, но подкопить лишние месяц-два все же придется. В этих условиях хорошим подспорьем для кошельков россиян могло бы стать продление программы туристического кешбэка, но, увы, — как заявил в октябре прошлого года журналистам вице-премьер Дмитрий Чернышенко, продлевать ее не планируется.
«Как разовая мера она отлично сработала, и как социальная. В ближайшее время, может быть, для каких-то групп пользователей — участников СВО, нуждающихся семей — как социальная функция она возможна, но не как экономическая», — подчеркнул Чернышенко.
При этом Правительство намерено продолжать инвестиционные программы, направленные на развитие туристической инфраструктуры и открытие для россиян новых маршрутов по стране.
Читайте также:
Ещё материалы: Дмитрий Чернышенко