В России объявили войну поддельным чебурашкам
Роскачество хочет проверить игрушки в лабораториях на предмет выделения вредных химических веществ и токсичности
Не все чебурашки одинаково хороши: одни расходятся по швам, другие плохо пахнут, третьи вообще не похожи на любимого героя и при этом очень дорого стоят. Поэтому в Роскачестве решили проверить детские магазины по всей стране. На фоне рекордных сборов фильма про ушастого персонажа торговые точки и маркетплейсы наводнили тысячи чебурашек. Как найти правильного и существует ли он, узнала «Парламентская газета».
Наш рекордсмен
Вышедшая на экраны в конце прошлого года отечественная семейная комедия «Чебурашка» установила абсолютный рекорд в российском прокате: ее сборы, по данным автоматизированной информсистемы Фонда кино, уже превышают 5,2 миллиарда рублей. На этом фоне резко вырос спрос на игрушки в виде ушастого героя, а интерес к ним утроился, отметили в Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ). За первые десять дней января запросов по слову «чебурашка» на популярном маркетплейсе было столько же, сколько за весь прошедший декабрь, сообщила пресс-служба АИДТ. Активный поиск игрушечного персонажа Эдуарда Успенского начался в конце года и достиг максимальных значений в новогодние выходные. Сейчас спрос по-прежнему остается высоким.
Игрушки, фигурки, пазлы и книги про Чебурашку и крокодила Гену за десять дней января покупали в 2,5 раза больше, чем обычно в течение предыдущего года.
Пухлые и голубые
«Чебурашечных» товаров в Сети — тысячи. Разброс цен огромный. Поющие мягкие игрушки стоят от пяти тысяч рублей. Плюшевого Гену можно найти за полторы тысячи. Сам ушастый герой представлен в разных размерах — миниатюрного семисантиметрового получится купить и за пятьсот рублей.
По фотографиям видно: игрушки не только разного размера, но и сильно отличаются по внешнему виду. Чебурашки есть круглолицые и пухлые, похожие на инопланетян или даже героев «Смешариков», есть фиолетовые, красные, розовые, голубые. Пользователи маркетплейсов возмущаются: вместо коричневой привезли лиловую игрушку, другая — разошлась по швам, у третьей — не снимаются ботинки. К слову, у хрестоматийного «союзмультфильмовского» Чебурашки обуви не было вовсе.
На негативные отзывы обратили внимание в Роскачестве — специалисты национальной системы мониторинга инициировали проверку детских магазинов по всей стране и маркетплейсов, сообщили в пресс-службе организации. Среди ключевых опасений потребителей — использование некачественных материалов, из-за чего игрушка быстро рвется и изнашивается, неприятный «химический» запах, производственный брак. В лабораториях чебурашек проверят по показателям безопасности, в том числе по выделению вредных химических веществ, токсичности, раздражающему действию, микробиологическим показателям. Специалисты оценят игрушки на прочность, устойчивость окраски, проверят наличие сертификатов соответствия.
При чем тут японцы
«Союзмультфильм» обратился к маркетплейсам Ozon и Wildberries с требованием убрать из каталогов контрафактную продукцию с изображением Чебурашки, права на классический образ которого принадлежат киностудии, сообщил накануне ТАСС. «Любое использование образов должно происходить в рамках действующего законодательства», — подчеркнули в «Союзмультфильме».
Сейчас точно неизвестно, о каком виде подделок идет речь — фальсификате или контрафакте, прокомментировал «Парламентской газете» ситуацию глава Союза потребителей России Петр Шелищ. Контрафакт, по его словам, предполагает, что продукция копируется либо подделывается, при этом за основу берется известный бренд. Фальсифицированная же продукция производится с нарушением технологии, что может наносить вред здоровью. «Если выявят опасный фальсификат, то его, конечно, необходимо будет оперативно изъять из продажи, — сказал Шелищ. — Контрафакт — история менее публичная и менее понятная людям. Если игрушка им нравится и она безопасна, мало кто станет думать о правообладателях».
У владельцев бренда стоило бы спросить, способны ли они наполнить рынок достаточным количеством фирменной продукции, которая так востребована, добавил Шелищ. Если нет, то взлет цен очевиден. «Хорошо, что в России появился свой игрушечный бренд, но с авторскими правами и образом игрушек нужно навести порядок», — заключил эксперт.
Впрочем, существует ли сегодня в России настоящий Чебурашка — вопрос открытый. Ведь герой нового фильма отличается от персонажа советского мультика. И этому есть объяснение. Тайну коммерческой сделки конца прошлого века в беседе с Общественной службой новостей раскрыл депутат Госдумы Анатолий Вассерман: «Права на советского Чебурашку были проданы японцам в лихие 90-е. И, вероятно, авторы нового фильма посчитали, что у них могут начаться какие-то сложности, если они воспользуются каноническим дизайном данного персонажа. Впрочем, новый Чебурашка тоже выглядит вполне неплохо».
По поводу прав на мультяшного героя было немало судов, в том числе и с японцами, — «Союзмультфильм» пытался вернуть бренд себе. Решение Фемиды оказалось почти соломоновым: на территории бывших стран СССР авторские права принадлежат «Союзмультфильму», за их пределами — японской корпорации Cheburashka Project. Поэтому фильм, имеющий перспективы выйти в мировой прокат, делали с учетом мнения последней. А в России производителям и торговцам надо ориентироваться на позицию отечественной киностудии.
Ещё материалы: Анатолий Вассерман