В России может появиться устный ЕГЭ по русскому языку
Об этом президент Российской академии образования Людмила Вербицкая рассказала «Парламентской газете» на III Международном ливадийском форуме, посвящённом поддержке русского языка и языков народов России.
- Людмила Алексеевна, в марте было заявлено о том, что Россия нуждается в разработке Концепции государственной языковой политики. Такая работа идёт?
- Идёт, конечно, — этим занимается Общество русской словесности, которое учреждено по инициативе Президента России. Его возглавляет Святейший Патриарх Кирилл. Но не стоит ожидать быстрых результатов, процесс будет длительным.
- Насколько?
- Когда мы разрабатывали концепцию филологического образования, которая была утверждена недавно, то на это ушло год и восемь месяцев. Сначала восемь месяцев над документом работала Российская академия образования, потом специально созданная комиссия при Госдуме, потом Институт русского языка имени Виноградова.
- Каков реальный срок появления финального варианта концепции?
- Наиболее реальный — до конца этого года. Сейчас все ключевые эксперты нашей комиссии прислали свои письменные предложения, включая секретаря Общества русской словесности владыку Тихона (Шевкунова) — с ним мы договорились, что собираем все материалы и готовим «черновой» вариант концепции. Патриарх намерен не торопить нас — он понимает насколько сложный это документ. А владыка Тихон будет руководить этой работой.
- Поддерживаете ли вы введение устной формы ЕГЭ по русскому языку?
- Мне представляется это очень важным. Устная часть уже введена в этом году в экзамен по иностранному языку — в форме общения с компьютером. Устная же часть по русскому языку должна быть отдельным экзаменом. Смысл его в том, чтобы задать вопросы абитуриенту и понять, как он умеет излагать свои мысли. И все наши школьники поймут, что, не развивая свою речь, нельзя рассчитывать на карьерное продвижение. Ведь иногда приходится и на парламентских слушаниях слышать такое, от чего становится, честно говоря, неловко.
- Многие годы остро стоит проблема дефицита учителей русского языка, особенно на селе. Вот и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что пора выводить уровень профподготовки кадров на другой качественный уровень. Что, на ваш взгляд, здесь стоит предпринять?
- Сегодня мы отбираем студентов в педвузы только по баллам ЕГЭ. Мне кажется, что должен быть и другой отбор — знаю, что эту проблему с главой Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым обсуждала министр образования Ольга Юрьевна Васильева. Во-первых, надо обращать внимание на то, любит ли будущий учитель ребёнка. Ярких учителей у нас в стране, увы, немного. Поэтому при поступлении в педагогический вуз нужны комиссии из педагогов, психологов, других экспертов, которые проводили бы собеседование с абитуриентами.
Во-вторых, студент должен после окончания педагогического вуза поработать хотя бы три года в школе, а не уходить сразу же в коммерческие структуры.
- Сегодня в федеральный перечень учебников по русскому языку входит более 1200 наименований. Многие из них не выдерживают критики. Будет ли создана единая для всех линейка учебников?
- Сейчас большим коллективом педагогов подготовлен вариант учебника русского языка, так называемая школьная линейка. Идёт последний этап работы — думаю, что осенью учебник пройдёт экспертизу и поступит в издательство.
Ещё материалы: Людмила Вербицкая