В России может появиться чёрный список усыновителей
С 2020 года в соответствующем реестре будут собирать данные о недобросовестных родителях
Уже со следующего года в России может появиться база данных граждан, которым будет запрещено опекунство или усыновление детей. Законопроект, разработанный Министерством просвещения, не только предполагает создание единого реестра лиц, лишённых родительских прав или ограниченных в них, но и устанавливает порядок и сроки внесения информации, перечень персональных данных граждан, которые не могут быть усыновителями или опекунами (попечителями), а также основания прекращения учёта сведений о гражданах, восстановленных в родительских правах. Проще говоря, люди, лишённые родительских прав в одном регионе, не смогут переехать в другой и снова взять там под опеку или на усыновление малыша. Документ Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в среду, 17 июля.
Закон защитит интересы детей-сирот
Сегодня Семейный кодекс устанавливает запрет на приём ребёнка в семью гражданами, которые лишены родительских прав. Между тем выписка из решения суда о лишении или ограничении, а также восстановлении в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в ЗАГС. «Поэтому между компетентными органами нет механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями», — пояснила в пресс-центре «Парламентской газеты» Елена Куликова, представитель Минпросвещения России, начальник отдела сопровождения федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Департамента госполитики в сфере защиты детей.
В случае принятия закона на суд будут возложены обязанности направлять выписки из решения о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения), а также отмене усыновления по вине граждан в органы опеки и попечительства. Это позволит вести учёт вышеперечисленных лиц посредством внесения указанной информации в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В чёрный список усыновителей попадут те, кто лишён родительских прав или ограничен в них; опекуны, отстранённые органами опеки и попечительства за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей.
«Инициатива прежде всего направлена на защиту прав и интересов детей, — отметила Елена Куликова, — чтобы исключить случаи передачи ребёнка на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, утратив это право».
Принятия закона ждут давно, продолжил член думского Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев. Сегодня 400 тысяч детей находятся в приёмных семьях и ежегодно около 40 тысяч граждан РФ лишаются родительских прав, права быть опекунами и усыновителями — цифры немалые.
«Пока нет реестра недобросовестных родителей, возникают ситуации, когда гражданина лишают родительских прав и он спокойно переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка. Такими людьми движет не желание окутать ребёнка любовью и заботой, а меркантильные интересы, желание получить пособие», — уверен депутат.
Пока нет реестра недобросовестных родителей, возникают ситуации, когда гражданина лишают родительских прав и он спокойно переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка.
Он добавил, что информация о нерадивых опекунах будет попадать в реестр в течение трёх дней — все данные останутся конфиденциальными. «Специалисты, которые будут обрабатывать их, должны нести персональную ответственность за такую информацию», — полагает Кудрявцев. Технических сложностей при реализации закона не возникнет — программа интегрируется в систему межведомственного электронного взаимодействия, добавил он.
Правительство установит новые подходы к передаче сирот на воспитание
Это особенно важно — за последние 50 лет функции по опеке и попечительству в большинстве регионов неоднократно передавались различным органам власти, потому разнится правовое регулирование порядка учёта и хранения документов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Большинство органов опеки и попечительства не могут подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях. Кроме того, документы на бумажных носителях со временем просто не поддаются идентификации. Проект закона также предполагает расширить список обязательной к сбору и обработке информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Минюст предлагает новый вид алиментов»
«Это в том числе данные об имущественных правах детей-сирот, их трудоустройстве, льготах, субсидиях. Сейчас бывает непросто собрать сведения о них для суда, а наличие информационного ресурса позволит снять многие вопросы», — сказал Кудрявцев. Пока же в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в анкету ребёнка можно вносить информацию об образовании, трудоустройстве ребёнка в свободной форме, однако эти поля заполняются только при наличии у органа опеки и попечительства такой информации.
По словам депутата, высока вероятность, что закон может быть принят уже в эту сессию, однако «предвосхищать события не стоит» — документом устанавливается особый порядок вступления в силу с 1 января 2020 года.
Другая проблема, с которой зачастую сталкиваются дети-сироты, попав в приёмную семью, — агрессия со стороны домочадцев опекуна, обратила внимание член Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Людмила Виноградова. «Дело в том, что нормы Семейного кодекса, которые регламентируют передачу детей под опеку и на усыновление, не предъявляют никаких требований к членам семьи опекуна или усыновителя», — пояснила она.
«Среди нововведений — обязательное социально-психологическое обследование не только потенциальных усыновителей и опекунов, а также их супругов. Кроме того, инициатива предлагает установить, что усыновителями не могут быть лица, которые состоят в браке с гражданами, имеющими судимость», — указала она. Речь идёт о преступлениях против жизни и здоровья граждан и половой неприкосновенности. По словам эксперта, документ может быть внесён на рассмотрение Госдумы в ближайшее время.