В России могут разрешить строить жильё ближе к аэропортам
Роспотребнадзор планирует сократить границы приаэродромных территорий, изменив правила оценки уровня авиашума
Позволит ли это решение соблюсти баланс интересов эксплуатантов воздушного транспорта и граждан, разбиралась «Парламентская газета».
Усреднённое значение
Методика оценки уровня авиационного шума может измениться уже на будущий год. Проект приказа Роспотребнадзора, утверждающего новые требования, опубликован 28 октября на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время документ проходит независимую антикоррупционную экспертизу, которая продлится до 30 октября. Всего на обсуждение проекта отводится семь дней.
Проект приказа подготовлен во исполнение поручения главы Правительства Дмитрия Медведева, который 15 октября поручил кабмину ввести единые правила регулирования по приаэродромным территориям (ПАТ) для аэропортов Московского авиаузла. Тогда же он напомнил о данном ранее распоряжении найти оптимальный баланс между безопасностью полётов и интересами граждан, которые живут рядом с аэропортами.
По действующему ещё с советских времён СанПиНу уровень воздействия авиашума определяется исходя из максимальных значений: допустимый максимальный шум составляет 70 децибел днём и 60 ночью. Новым документом устанавливается, что он будет оцениваться по нормативу эквивалентного (среднего за сутки) уровня звука для дневного и ночного времени суток, установленному для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке (55 и 45 децибел, соответственно).
Отметим, что превышение показателей считается вредным для здоровья людей и нарушающим права местных жителей на благоприятную среду обитания. «Постоянный авиационный шум наносит огромный вред здоровью, — сказал «Парламентской газете» бывший главный санитарный врач РФ, депутат Госдумы Геннадий Онищенко. - Это прежде всего заболевания сердечно-сосудистой системы, это и неврозы, и нарушения сна, и многое другое, что может привести к серьёзным расстройствам». Плюс к этому, добавил парламентарий, в непосредственной близости от аэропорта встаёт тревожный вопрос электромагнитного загрязнения.
Жизнь в зоне шума
Уровень шума влияет на установление границ приаэродромных территорий. До лета 2017 года приаэродромной территорией были земли вокруг аэродрома в радиусе 30 километров, строить здесь можно было только с разрешения Росавиации и при наличии заключения Роспотребнадзора о допустимом уровне авиашумов. После этого были приняты поправки, в соответствии с которыми ПАТ разделили на семь подзон, вести строительство в которых можно в зависимости от близости к аэропорту. Так, в первой подзоне разрешено возводить объекты только для обеспечения воздушного движения, а в седьмой, где действуют ограничения по уровню шума, строить жильё возможно по согласованию с Роспотребнадзором и местными властями.
Тут важно отметить, что при оценке шума только по эквивалентному уровню приаэродромные территории аэропортов могут сократиться в несколько раз. Так, у Шереметьева по действующему СанПиНу она составляет 160 тысяч гектаров, а при оценке по эквивалентному шуму она сузится до 45 тысяч гектаров. У Внукова территория сократится со 184 тысяч до 61 тысячи гектаров, а у Домодедова - с 298 тысяч до 50 тысяч гектаров. Таким образом, изменение санитарных норм по расчёту шумового воздействия позволит обеспечить застройку вокруг аэропортов.
«Эта методика, безусловно, избыточна и конъюнктурна. Она принимается в пользу эксплуатантов воздушного транспорта, но никак не в пользу граждан», — возмущён Геннадий Онищенко. Он надеется, что проект приказа всего лишь «проба пера» с целью прощупать общественную реакцию, а в жизнь новые правила никогда не воплотятся.
Под свою ответственность
Другой точки зрения придерживается зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев. По мнению депутата, для людей, которые проживают на территориях вокруг аэропортов, от изменения правил по существу ничего не изменится, поскольку самолёты от такого решения в десять раз чаще летать не начнут. «Поэтому с точки зрения планирования градостроительства я считаю, что любые такие взвешенные решения по поводу того, как можно эти территории сделать доступными для строительства, — это вполне нормально», — сказал «Парламентской газете» Федяев.
Что же касается жителей, которые заселят вновь построенные дома в пределах ПАТ, то это будет их личный выбор и их личная ответственность. «Люди сами туда приходят, туда приходят застройщики. И люди, которые покупают там жильё, в случае если застройщик договорился с аэропортом и что-то построил, для человека ведь не станет новостью, что он возле аэропорта очутился!» — отметил парламентарий. Он подчеркнул, что защитные зоны у аэропортов — это громадные территории и что касается седьмой, например, зоны, никаких особых проблем у их жителей с близостью аэродромов быть не должно.
Пора выключать свет
«Нам надо идти по пути, по которому идёт сейчас вся Европа. Вы знаете, что в Европе ночные полёты запрещены и после 24 часов там замок вешают на здание аэропорта, — напомнил Геннадий Онищенко. — Потому что днём, когда человек находится в активном состоянии, шум не так беспокоит, как когда он спит или отдыхает». В качестве других возможных решений проблемы он указал изменение траектории взлёта и посадки, а также использование средств защиты от шума.
Тут стоит отметить, что сами эксплуатанты уже начали работу в этом направлении. Так, Шереметьево совместно с авиакомпаниями, базирующимися в аэропорту, провело комплекс мероприятий по снижению шума. В частности, ежедневно с 23:00 до 6:00 запрещены взлёт и посадка для самолётов, не соответствующих установленным требованиям по уровню шума.
Что же касается проекта приказа Роспотребнадзора, то он предусматривает, что обоснование границы седьмой подзоны приаэродромной территории при расчётах уровней авиационного шума должно проводиться с учётом оценки риска для здоровья. А риск для здоровья при воздействии авиационного шума рассчитывается в соответствии с утверждённой методикой, в том числе с учётом мероприятий по снижению авиационного шума.