В России готовят эталонные образцы бутилированной питьевой воды
В Совете Федерации предлагают наряду с обязательной маркировкой продукции создать реестр природных источников, откуда вода добывается
Фото: Тимур Ханов / ПГ
Роскачество 19 января представило итоги масштабного исследования. В семи федеральных округах специалисты проверяли более 200 торговых марок, выпускающих питьевую воду, на соответствие требованиям техрегламента Евразийского экономического союза, который должен вступить в силу в конце 2021 года. Итог — почти треть производителей нарушают требования регламента, сообщает ТАСС.
В связи с этим в Совете Федерации, где давно говорят о необходимости обязательной маркировки QR-кодами бутылок с водой, предлагают создать реестр источников природной воды в РФ и базу её эталонных образцов. Соответствующие предложения уже направлены в правительство России.
Шесть торговых марок «обнулили»
Техрегламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» принят в России ещё в январе 2019 года. Вот только переходный период, в который компании должны подготовиться к новым требованиям, уже переносили — сначала в Правительстве планировали сделать его обязательным с 1 июля 2020 года, но потом оттянули срок до 31 декабря 2021 года.
Между тем данные опережающего исследования Роскачества говорят о том, что далеко не все производители и торговцы питьевой водой воспринимают требования евразийского регламента всерьёз. Продукция 65 из 206 исследуемых торговых марок либо нарушает обязательные требования документа (например, по допустимой норме содержания тех или иных химических элементов в питьевой воде), либо являются фальсификатом (здесь за основу брали достоверность данных с этикетки). А у половины исследованных товаров ярлык содержит информацию, которую эксперты относят к «легальной фальсификации» — данные могут ввести покупателя в заблуждение такими уловками, как, например, изображение горных озер на бутылках с обработанной и отнюдь не природной водой.
Хорошая новость только в том, что питьевая вода, которой торгуют в России, в целом безопасна для здоровья. Рейтинг доверия, как сообщают в Роскачестве, экспертами «обнулен» лишь в отношении шести торговых марок — «Акватонус», «Богородское», «Тигирецкая», «Aqanika kids» (у всех четырех количество нитритов и нитратов не соответствует допустимой в техрегламенте норме, что, как считают эксперты говорит о рисках загрязнения воды), «Ахун» (обнаружен остаточный хлор, хотя на этикетке говорится о природном происхождении воды), «Обуховская-13» (выявлено повышенное содержание марганца).
Когда марганца слишком много
Стоит отметить, что практически во всех шести случаях продукция не противоречит техрегламенту Таможенного союза, принятого в 2011 году — именно по нему декларировалась вода. И здесь есть вопросы, которые предстоит решать до конца года, пока требования ТР ЕАЭС не станут обязательными. Например, может быть увеличена норма содержания марганца в минеральной воде — как пояснили во Всероссийском НИИ пивоваренной безалкогольной и винодельческой промышленности, если минеральная вода железистая (а такие случаи не редки), то марганца там будет больше, чем позволяет установленный норматив. И это — давний и больной вопрос для производителей минералки. И одновременно одна из главных их претензий к техрегламенту.
Есть и другие сигналы от производителей питьевой воды. Один из них пришел через Общественную палату РФ, где в конце декабря 2020 года попросили правительство отсрочить обязательную маркировку питьевой воды. Однако именно на этом настаивает Совет Федерации и спикер палаты регионов Валентина Матвиенко, чью позицию поддерживают в госкомиссии во главе с министром промышленности и торговли — здоровье людей дороже финансовых рисков компаний, считают сенаторы.
Именно после встречи руководства Совета Федерации с Михаилом Мишустиным в феврале 2020 года в России был запущен эксперимент по маркировке воды специальным QR-кодом, который позволяет потребителю узнать где, когда и кем была произведена та или иная вода. Официальные итоги эксперимента будут подведены в марте этого года, но, как подчеркивают сенаторы, уже понятно — необходимо предпринять целый комплекс мер для очистки рынка питьевой воды от фальсификата. И первый шаг — введение обязательного кодирования упаковок с водой.
«Это даже не жлобство — это вредительство!»
В Совете Федерации не раз заявляли — отсутствие идентификации на упаковках с водой выгодно только недобросовестным производителям. Особенно критичны уловки фальсификаторов с лечебной минеральной водой — здесь ошибка в группе минерализации сродни неправильно выписанному лекарству. А согласно данным упомянутого выше исследования Роскачества, у некоторых торговых марок минералка обладает теми же лечебными свойствами, что и плацебо, а более сорока торговых марок, указывая на группы минерализации, изготавливают воду не по ГОСТ, предусматривающему деление на такие группы.
Риски для здоровья людей, которым минералку выписывает врач, увеличиваются и тем, что требования такого ГОСТа не обязательны — значит, привлечь к ответственности производителя, выпускающего воду заявленной группы, но с отличающимся гидрохимическим составом, невозможно. Похожая лазейка есть и для производителей воды «высшей категории» — такое звание сегодня, не опасаясь серьёзных последствий, могут присваивать себе те, кто делает воду не по соответствующему ГОСТу.
В Совете Федерации уже предложили создать в России реестр источников природной питьевой воды и базу эталонных её образцов. Как сообщил первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, сенаторы направили свои предложения на сей счёт в Правительство, а профильные ведомства уже начали подготовку к работе над новым реестром.
Читайте также:
• В Совете Федерации предложили сделать маркировку питьевой воды обязательной • Минпромторг предложил ввести маркировку пива
При этом сенаторы отмечают — рынок питьевой воды криминализирован сегодня почти так же, как рынок алкоголя — до того, пока в борьбу с крепким спиртным фальсификатом не включились законодатели. Результаты налицо — доля теневого сектора на рынке алкоголя упала почти вдвое. И решающим фактором стала маркировка бутылок и отслеживание продаж через ЕГАИС.
Как уверен первый замглавы бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Рябухин, ситуация на рынке питьевой воды требует тех же решительных шагов: «Чем быстрее мы начнем этим комплексно заниматься, тем лучше — маркировку упакованной воды надо делать обязательной. У нас есть целый год (до вступления в силу техрегламента ЕАЭС — прим. ред.) — никто из участников рынка не сможет нас упрекать, что им не дали времени», — считает он.
При этом Рябухин уверен — в России избыточно либеральное законодательство по отношению к бизнесу, зарабатывающему на подделках питьевой воды. «Надо прекращать бизнес на здоровье людей. Когда воду из-под крана продают как минеральную — это даже не жлобство. Это вредительство и, если хотите, кощунство», — считает сенатор.
При этом он уверен — одними увещеваниями здесь не обойтись, нужны поправки в Уголовный кодекс и в КоАП с указанием санкций за нарушение требований техрегламента и отсутствия маркировки на бутылках с водой. «Например, в ЕС очень жесткие требования в данной сфере — если выяснилось, что кто-то налил воду из-под крана и продаёт её как минеральную, ответственных лиц не просто оштрафуют, а могут и посадить в тюрьму», — напомнил Сергей Рябухин.